40 лет Lancia Delta S4. Самый убийственный, дикий и прекрасный ралли-кар, который так и не смог победить

Вершина гоночного безумия? Некоторые назовут автомобили Top Fuel и старые прототипы Ле-Мана. Что ж, позвольте мне напомнить вам о раллийных автомобилях Группы B восьмидесятых. Очень легкий, чрезвычайно мощный и, как принято считать, смертоносный. Они пронеслись по небу автоспорта, словно яркие кометы, а затем бесследно исчезли, оставив после себя богатое наследие и крутейшие исторические видеоролики. Среди них есть и торжествующие герои, и сравнительно бледные статисты, и поистине нерешительные злодеи. Чемпионом среди «злодеев» однозначно является Lancia Delta S4. Сейчас мы вам расскажем почему.

Как тайный поклонник итальянских автомобилей, название Lancia вызывает у меня сильные эмоции. С одной стороны, есть печаль по поводу упадка бренда: в настоящее время он выпускает только компактный хэтчбек Ypsilon и пообещал вывести на рынок возрожденную модель Gamma (разумеется, кроссовер-хэтчбек), но не раньше 2026 года. С другой стороны, вдохновение и гордость, которые дает великая раллийная традиция, не уступают достоинствам Mitsubishi. В конце 80-х и начале 90-х их противниками были головорезы из группировки «Дельта Групп А», но если оглянуться на историю… она была полна драмы, страсти и трагедии, но ни намека на комедию!

Lancia Fulvia Coupé 1.6 HF относится к Группе 4, Технические характеристики: 1,6 л V4 (165 л.с.), Вес - 825 кг

В середине 1960-х годов Lancia создала гоночное подразделение Squadra Corse HF (High Fidelity) и официально начала свою деятельность. Элегантный Fulvia Coupé 1.6 HF блистал в национальных чемпионатах, но его величайшим достижением стала победа в ралли Монте-Карло 1972 года и Международном чемпионате производителей. В период с 1974 по 1981 год название сенсационного гоночного автомобиля Stratos было на радио. Вот лишь некоторые из них: 18 побед на этапах чемпионата мира, три титула под руководством Сандро Мунари и Бьорна Вальдегорда (1974-1976) и три третьих места в знаменитом ралли Монте-Карло. Один человек.

Шоу-кар Stratos Zero — инопланетного вида от Марчелло Гандини

История создания Stratos столь же увлекательна, как и его славная история. В то время Lancia сотрудничала с автопроизводителем Pininfarina и не имела намерения подписывать контракт со студией Bertone. Этот шаг стал результатом последнего: Джузеппе «Нуччио» Бертоне привез на завод компании концепт-кар Stratos Zero в форме клина, напоминающий «космический корабль», и проехал через ограждение на невероятной скорости. Как говорится, внешность дает нам понять: нам не обязательно открывать дверь, мы все равно войдем. Автомобиль очаровал сотрудников компании и произвел впечатление на руководство.

Лянча Стратос

Окончательный Stratos принципиально отличается от Zero — это просто набор мышц и нервов. Дизайн, в котором использованы работы гениального Николы Матерацци (позднее создателя Ferrari F40 и Bugatti EB110), подчеркивает эту аналогию. Среднемоторная компоновка, 2,4-литровый двигатель Ferrari Dino V6 (190 лошадиных сил в дорожной версии), структура Space Dynamics и кузов из стекловолокна. «Стратос может летать», — метко утверждает один из главных героев фильма «Большие гонки». Битва между «Лянча» и «Ауди» основана на реальных событиях.

Тем временем на чемпионате мира назревают глобальные изменения и сдвиги земной коры. В 1982 году Международная автомобильная федерация (FIA) ввела гонки Группы B, правила которых были весьма либеральными. Проще говоря, компании могут делать практически все, что захотят. Обязательным условием является выпуск двухсот автомобилей на дороги общего пользования в соответствии с требованиями сертификации. Эта партия содержит 20 модифицированных «эволюций». Складывается просто великолепная картина: бренды создают гигантов, а любители ралли получают уникальную технику, априори имеющую статус коллекционера. Действительно, каждый — победитель!

Для каждого класса в группе B четко определены мощность двигателя, минимально допустимая масса и размер колес. На фото: Ford RS200 Evolution

Каждая компания нашла свой ключ к успеху в новых областях. Предположим, что Ford выпустил RS200 со среднемоторной компоновкой и трансмиссией на передней оси. Компания Audi выбрала традиционную компоновку с мощным рядным пятицилиндровым двигателем, установленным продольно спереди. Но с самого начала было ясно: трофей достанется команде, выступающей на полноприводном автомобиле. Lancia посчитала это по-другому — четыре ведущих колеса сделают автомобиль тяжелее, поэтому он должен был быть заднеприводным, только традиционным способом! Несмотря на изменение принципов и методов, призрак Stratos все еще преследует руководство и инженеров команды. Их упорство и праведный труд нельзя назвать напрасными.

Среди водителей Lancia Rally 037 есть некоторые из самых известных имен в чемпионате мира по ралли — легендарный Вальтер Рёрль, чемпион мира 1980 (Fiat 131 Abarth) и 1982 (Opel Ascona 400) годов, и Маркку Ален, чемпион мира 1978 года (Fiat 131 Abarth).)Чемпион мира

Этот красивый и экзотический автомобиль Rally 037 стал последним автомобилем с приводом на два колеса, завоевавшим Кубок конструкторов, и он так и не превзошел могучую Audi в чемпионате водителей. Давайте кратко рассмотрим технические характеристики автомобиля. Масса - 960 кг, Двигатель - наддувный "четырехцилиндровый" с рабочим объемом 2,0-2,1 л с "сухим" картером (максимальная мощность второй "эволюции" превышала 320 л.с.), спереди и сзади. Автомобиль использует двухрычажную подвеску и дифференциал повышенного трения. Дорожная версия заметно тише по мощности: 205 л.с на 1170 кг снаряженной массы. Однако основные черты боевой Lancia были сохранены.

Естественной средой обитания ралли 037 (на фото — гоночный Stradale) является асфальт. Чтобы победить соперников с полным приводом в грязи и снегу, вам понадобится абсолютно универсал

Преемник модели 037, Delta S4, был создан с учетом новых реалий и уровня конкурентов. В стремлении превзойти всех и вся итальянцы создали один из самых устрашающих гоночных автомобилей. Воплощение гнева, чья история, к сожалению, запятнана кровью.

Лянча Дельта S4

Лянча Дельта S4

Углубляясь в историю экстремальных ситуаций в Дельте, трудно не задуматься о том, что ее судьба могла бы сложиться по-другому.

Обратите внимание: Самый безумный седан в истории.

Компания Fiat одобрила разработку еще до того, как Peugeot 205 T16 с большим успехом дебютировал на Тур де Франс на Корсике в мае 1984 года. Кстати, этот французский автомобиль дважды выигрывал чемпионат Группы B и сотворил чудеса с продажами гражданского хэтчбека 205. В июне того же года прошли испытания первого прототипа Lancia, однако из-за технических проблем, особенно связанных с использованием полного привода, гоночный дебют пришлось существенно отложить. S4 дебютировал в ноябре 1985 года на британском ралли Ломбардия.

Перед удивленными поклонниками WRC предстал монстр, дизайн которого был основан на серийном хэтчбеке Delta, но по понятным причинам не имел с последним ничего общего. Динамит на колесах. Управляемые артиллерийские снаряды. Машина с демонической душой, готовая в любой момент отправить команду на тот свет. Это не комплимент страстного писателя с нитрометаном в крови, а суровая правда. Посмотрите это историческое видео об итальянском раллийном автомобиле — даже по ту сторону экрана видно, как сложно его контролировать и удерживать на дороге.

Пежо 205 Т16

В какой-то момент известный автомобильный журналист Крис Харрис, сидевший на пассажирском сиденье рядом с опытным Юхой Канккуненом, был восхищен свирепым характером Delta S4 и попросил сравнить его с Peugeot 205 T16. По словам финского ветерана, несмотря на увеличение колесной базы на 200 мм для улучшения устойчивости и предсказуемости, Lancia по-прежнему сложнее в управлении и «злее». «Двести пять» похож на картинг и отлично подходит для езды по узким дорогам. Так что его достижения на турнире вполне заслужены.

Лянча Дельта S4

В основе Delta S4 лежит пространственная рама из труб, к которой сверху подвешены панели из углеродного волокна. Передняя и задняя части фюзеляжа выполнены в виде единой съемной и складной «крышки». Не спрашивайте о пассивной безопасности — ее, скорее всего, нет. Ситуацию усугубляли несовершенства шин и электропитания. О да, много мощности!

1,8-литровый 16-клапанный двигатель Fiat Twin Cam был установлен продольно за сиденьями. Сочетание нагнетателя Abarth Volumex R18 и турбонагнетателя KKK K27 призвано улучшить эластичность и отзывчивость, сглаживая эффекты турбозадержки. Окончательная версия Evoluzione отличалась модифицированными поршнями, шатунами, другим коленчатым валом, маховиком, впускным и выпускным коллекторами. Система смазки - Сухой картер. Были модернизированы система распределенного впрыска топлива и промежуточный охладитель, а степень сжатия увеличена с 7,0:1 до 7,1:1. Коробка передач — усиленная пятиступенчатая Hewland, а не ZF.

Система полного привода с межосевым дифференциалом настраивается в зависимости от типа дорожного покрытия. На гравии распределение крутящего момента между передней и задней осями составляет 30:70, на асфальте — 25:75

В начале эксплуатации Delta S4 выдавал более 450 лошадиных сил, а к концу эксплуатации — более 520 лошадиных сил. Чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций на асфальте, гравии и снегу, двухрычажная подвеска с двумя амортизаторами на каждое заднее колесо способна выдержать любые испытания.

Lancia Delta S4 Stradale

Так что же получили энтузиасты, которые хотели поставить один из этих двухсот гражданских омологационных автомобилей в свой гараж? Внешний вид заметно более сдержанный, без самой красивой в мире гоночной краски Martini, а мощность разделена на две части. Да, всего 250 лошадиных сил от того же двигателя с турбокомпрессором и нагнетателем. Коробка передач — пятиступенчатая механическая, производства CIMA. Распределение крутящего момента между осями составляет 30:70, в пользу задних колес с дифференциалом повышенного трения. Разгон до 100 км/ч занимает около шести секунд, что очень хорошо, но примерно вдвое медленнее, чем у гоночного прототипа. Но дорожный Stradale предлагает нам звукоизоляцию, салон из алькантары, кондиционер, бортовой компьютер и даже усилитель руля.

К сожалению, плоды инженерного творчества сопряжены с репутационными издержками. Дело даже не в отсутствии крупных успехов — всего пять побед на этапах и ни одного титула. Страшная трагедия положила конец истории Delta S4 и Group B. Но Lancia 037 не избежала той же участи — когда пилот Аттилио Беттега врезался в дерево, каркас безопасности не спас его жизнь. Инцидент произошел во время велогонки «Тур де Корс», и по воле судьбы бренду был нанесен смертельный удар.

Генри Тойвонен

Ровно год спустя автомобиль Хенри Тойвонена Delta вылетел с дороги на повороте и упал со скалы. Финн и его второй пилот Серхио Кресто фактически сидели на бензобаке. После столкновения автомобиль внезапно загорелся, а раллийный болид мгновенно превратился в пожар, не оставив спортсменам-участникам никаких шансов на спасение. В ралли-гонках и раньше случались смертельные случаи, но это стало последней каплей для чиновников FIA. Авария решила судьбу прототипов Группы B, которые были вынуждены сойти с гонки, чтобы уступить место более медленным и безопасным автомобилям Группы A.

Lancia Delta HF Интеграле

Мы знаем, что это не конец итальянской компании в WRC, а ее новое возрождение. Великолепный хэтчбек Delta — на этот раз настоящая Delta, а не монстр на ее базе — завоевал четыре титула. По два гола забили Мики Биасион и Юха Канккунен. Цикл замкнулся: Lancia начала свой триумфальный путь с серийными гоночными автомобилями и завершила карьеру на них, покинув гоночный мир с высоко поднятой головой. Неужели компания потерпела неудачу с Delta S4? Это зависит от того, как вы смотрите на эти события. Человеческую трагедию невозможно забыть, и ее невозможно стереть из биографии суперкара. Но он был прекрасен в своем безумии и грубости — в этом не было никаких сомнений!

источник

Автомобильные технологии изобретения двигатели история автомобиля все, что я хочу знать старинные автомобили спортивные гоночные автомобили ралли тюнинг скорость длинная колонка 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 40 лет Lancia Delta S4. Самый убийственный, дикий и прекрасный ралли-кар, который так и не смог победить.