Перед вами одна из модификаций испытательного пикапа ГАЗ-2308 «Атаман» — автомобиля, который так и остался прототипом.
Истоки проекта: от кризиса к поиску решений
История «Атамана» началась в середине 1990-х годов, когда Горьковский автозавод столкнулся с кризисом перепроизводства устаревшей модели «Волга». Руководство искало пути диверсификации производства и выхода на новые рынки. Решением стало создание грузового пикапа на проверенной платформе. Первым шагом стал проект «Бурлак» (ГАЗ-2304) — пикап на удлинённой базе «Волги» с усиленной подвеской и рамой. Однако рыночная ситуация изменилась, и спрос на «Волги» временно вырос, отодвинув «Бурлак» на второй план.
Именно на базе «Бурлака» и с использованием агрегатов грузовика ГАЗ-3307 родился прототип ГАЗ-2307, который можно считать прямым предшественником «Атамана». Эта машина сочетала в себе кабину от «Волги» и грузовую платформу, установленную на рамное шасси. Она уже оснащалась независимой передней подвеской и предлагала выбор из нескольких двигателей: рядного четырёхцилиндрового бензинового, V8 и даже турбодизеля.
Разновидность ГАЗ - 2304 "Бурлак" зависит от компоновки кузова, на базе которой был разработан "Атамань"
Технические особенности и впечатления от вождения
«Атаман» (ГАЗ-2308) представлял собой полноценный пикап длиной около 5 метров и массой 1,5 тонны. Он предлагался в двух вариантах: с задним приводом и с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и раздаточной коробкой. Дорожный просвет варьировался от 25 до 35 см. Салон был трёхместным, довольно просторным, с хорошим обзором благодаря большой площади остекления, но отделка оставалась простой, в духе утилитарных автомобилей.
Салон внутри ГАЗ - различные варианты 2308 "Атамань
На испытаниях пикап производил неоднозначное впечатление: с одной стороны, он выглядел грубовато и даже нелепо, но с другой — демонстрировал вполне серьёзные возможности.
Обратите внимание: Новый GMC Hummer EV - электрический зверь.
В полноприводной версии в салоне, помимо рычага КПП, располагались дополнительные рычаги управления раздаточной коробкой.Под капотом могли стоять два основных двигателя: 4.25-литровый V8 или 2.89-литровый рядный «четырёхцилиндровый», оба мощностью около 100 л.с. Динамика разгона была вполне приемлемой, сопровождалась характерным рёвом двигателя и шин. Полноприводная версия была немного тяжелее и шумнее. Управление облегчал гидроусилитель руля, однако педали, особенно сцепления, требовали заметного усилия. На асфальте заднеприводная модификация была чуть резвее, но в целом динамика обоих вариантов оценивалась как удовлетворительная.
Моторное отделение ГАЗ-2308 «Атамань» с V-образной компоновкой двигателя
Внедорожные способности и дальнейшее развитие
На бездорожье «Атаман» показал себя уверенно. Инженерам удалось найти баланс между комфортом и грузоподъёмностью (до 800 кг) благодаря длинноходной передней подвеске на рессорах и рессорной задней. Обе версии уверенно преодолевали подъёмы в 20-25 градусов. Однако на рыхлых грунтах и песке преимущество полного привода становилось очевидным: заднеприводная модификация могла буксовать, в то время как полноприводная справлялась с препятствиями гораздо лучше.
Параллельно с «Атаманом» разрабатывался удлинённый внедорожный вариант ГАЗ-230810 «Атаман Ермак» на десяти мест. Эта машина массой около 2,5 тонн стала основой для дальнейших экспериментов, возможно, повлияв на создание внедорожника ГАЗ-3106 «Атаман-2».
ГАЗ-230810 «Атаман Ермац"
Почему проект закрыли?
Несмотря на положительные отзывы и даже одобрение для серийного производства к 2000 году, «Атаман» так и не дошёл до конвейера. Причиной стали масштабные структурные изменения на ГАЗе после смены собственника и руководства. Новые приоритеты не оставили места для этого амбициозного проекта.
В итоге была выпущена лишь небольшая экспериментальная партия — около 100 машин. Часть из них осталась ржаветь на заводской территории, некоторые попали в музеи (в том числе в музей ГАЗа в Нижнем Новгороде), а несколько экземпляров были выкуплены частными энтузиастами и сохранились до наших дней.
На этом заканчивается история ещё одного незаслуженно забытого проекта отечественного автопрома. Если у вас есть дополнительные сведения, фотографии или просто мнение об «Атамане» — делитесь в комментариях, будет интересно обсудить! Спасибо за внимание и хорошего дня!
Автомобиль Автомобилист Автомобиль История автомобиля Отечественный Автопром Волжанка Ретро Автомобиль Атаман Прототип Автомобиль Заброшенный Автомобиль Автомобиль Мусор Бензин Длинная Почта 17Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: ГАЗ - 2308 "Атаман" неизданный зверь.