Возрождение легенды: от ГАЗ-69 к ГАЗ-2169 «Комбат»
Всем привет! В ответ на просьбы читателей из предыдущей статьи, сегодня мы подробно рассмотрим одну из самых интересных экспериментальных разработок Горьковского автозавода — внедорожник «Комбат». В следующих материалах мы обязательно расскажем и о его «брате» — модели «Атаман». Информация по этой теме в сети часто дублируется, поэтому данная статья может пересекаться с другими источниками в части фактов. Прошу рассматривать это не как плагиат, а как обобщение доступных данных. Буду рад, если в комментариях вы дополните рассказ редкими деталями или фотографиями! Итак, начнем наше путешествие в недавнее прошлое отечественного автопрома.
Премьера, взволновавшая сердца
В 2000 году на Московском автосалоне публике представили автомобиль, вызвавший бурю ностальгических эмоций. Речь идет о внедорожнике ГАЗ-2169 «Комбат», созданном как духовный преемник и современное переосмысление легендарного ГАЗ-69. Появление этой машины стало результатом борьбы ГАЗа за выживание и поиска своей ниши на рубеже тысячелетий. Удалось бы ему завоевать рынок, если бы модель пошла в серию, — вопрос открытый. Но одно можно сказать точно: с момента своего дебюта «Комбат» гарантированно приковывал к себе внимание. Индекс «2169» был выбран неслучайно: он символизировал связь веков — «21» (современность) и «69» (наследие знаменитого предка).
ГАЗ-2169 «Комбат» — попытка оживить классику в новом веке.
Конструкция и платформа
ГАЗ-2169 «Комбат» представлял собой двухдверный внедорожник с распашными задними дверями и жесткой пластиковой крышей. Конструкторы не стали разрабатывать новое шасси с нуля, а использовали уже существующую платформу от проекта «Атаман». Автомобиль получил рессорную подвеску спереди и сзади, двигатель ГАЗ-5601 (лицензионный дизель Steyr), 5-ступенчатую механическую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку с цепным приводом.
Дизайн: ностальгия в новых размерах
Создать ремейк культового автомобиля — задача не из легких. Нужно сохранить дух оригинала, но соответствовать современным стандартам. Создатели «Комбата» решили не отходить далеко от канонов ГАЗ-69, сохранив узнаваемые черты. Однако габариты нового внедорожника выросли: длина увеличилась с 3850 до 4300 мм, а ширина — с 1750 до 1870 мм. Некоторые современные детали, такие как сдвоенная оптика или массивный бампер, могут казаться чужеродными на фоне классического силуэта.
Кузов был выполнен по передовой для того времени пластиковой рамной технологии: металлический каркас обшивался пластиковыми панелями. Это сулило преимущества в виде малого веса и стойкости к коррозии, что уже доказала практика на автомобилях вроде «Трабанта». Для серийной версии планировались пластиковые передние крылья, съемные верхушки дверей и крыша с вентиляционным люком от «Газели». Интересно, что изначально «Комбат» демонстрировался как открытый автомобиль, а позже появилась версия с жесткой крышей, получившая индекс ГАЗ-3120.
Более поздняя модернизированная версия с новым индексом ГАЗ-3120 «Комбат».
Технические особенности и оснащение
«Комбат» — пример быстрого, компьютеризированного проектирования: от макета до ходового образца прошло всего два месяца. За основу взяли шасси «Атамана»: раму с мостами, подвеску и ряд узлов. Раму укоротили, колесная база составила 2350 мм (всего на 50 мм больше, чем у ГАЗ-69). Изначально использовалась рессорная подвеска, но для улучшения комфорта планировалась установка более мягких волжских рессор сзади.
Трансмиссия обеспечивала постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, который можно было принудительно заблокировать. Первые прототипы использовали ШРУСы, но для серии рассматривались более выносливые на бездорожье карданные крестовины. Гидроусилитель руля не только облегчал управление, но и помогал достичь впечатляющего радиуса поворота — всего 5,1 метра.
Сердцем автомобиля стал лицензионный дизель ГАЗ-5601 (Steyr) с турбонаддувом и интеркулером мощностью 110 л.с. Для двухтонного внедорожника это была довольно скромная мощность. В салоне, чтобы ускорить разработку, использовались готовые решения: передние сиденья от «Нивы», а на перспективу заказывались складные кресла у поставщика седана ГАЗ-3111.
Газетная статья о ГАЗ-3120 — свидетельство интереса прессы к проекту.
Просторный салон и спорная цена
Несмотря на двухдверную компоновку, салон «Комбата» оказался довольно просторным. Даже на заднем ряду пассажиры не должны были жаловаться на нехватку места для ног, хотя это достигнуто в ущерб багажному отделению. Ориентировочная цена на внедорожник на этапе презентации составляла 12 000 – 15 000 долларов. Реакция публики на эту стоимость была неоднозначной: кого-то она отпугивала, а кто-то, наоборот, считал слишком низкой для автомобиля такого класса.
Почему «Комбат» так и не стал серийным?
Техническая документация была передана в предпроизводственный отдел, планировалась сборка трех металлических прототипов для испытаний. Однако судьба проекта оказалась печальной. В 2000 году президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин (в тексте оригинала ошибочно указана фамилия Путин) заявил, что запуск «Комбата» в производство потребует колоссальных затрат, которые в тот момент могли поставить крест на всем предприятии. Началась масштабная реорганизация завода, и многие перспективные направления, включая «боевую» тему, были свернуты.
Сегодня единственный сохранившийся экземпляр «Комбата», как и его собрат «Атаман», можно увидеть в Музее истории ГАЗ в Нижнем Новгороде, где они заняли место в ряду других незаслуженно забытых экспериментальных автомобилей.
Салин экспериментального автомобиля ГАЗ-3120 «Атаман».
ГАЗ-2169 и ГАЗ-2130 «Атаман» перед отправкой в музей долгое время пылились в заброшенном ангаре на территории завода.
Эпилог
На этом наш рассказ подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно окунуться в эту страницу истории отечественного автопрома. Еще раз отмечу, что информация собиралась по крупицам из разных источников. Если у вас есть дополнительные сведения, редкие фото или просто интересные мысли по теме — обязательно делитесь в комментариях! Буду рад продолжить серию рассказов не только о ГАЗе, но и о других уникальных автомобилях. Спасибо за внимание!
Обратите внимание: Москвичи повадились брать машины такси в аренду, чтобы ездить по "выделенкам" без пробок.
Блог Бензин Автомобили Автомобили Атаман История автомобиля Ретро автомобили Волжанка Давняя история Отечественный автопром Прототип Автолюбители Знания Заброшенные автомобили 0
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: ГАЗ - 2169 и ГАЗ - 2130 "Комбаты" - внуки ГАЗ - 69.
