Забытые прототипы ГАЗ: Атаман, Волга и другие нереализованные проекты в заброшенном ангаре

Как вы уже знаете из моих предыдущих публикаций, я большой поклонник марки «Волга» и в целом с интересом изучаю историю отечественного автопрома. Во время одного из таких виртуальных путешествий по просторам интернета мне удалось обнаружить уникальный материал, которым я спешу поделиться.

Оказывается, часть производственных мощностей и административных зданий Горьковского автозавода уже давно не функционирует. Эти помещения либо используются как склады, либо полностью заброшены. В одном из таких ангаров, принадлежавшем управлению конструкторских и экспериментальных работ, некий исследователь (будем называть его мистер «Х») смог побывать и запечатлеть на фото удивительные автомобили. Это прототипы различных моделей ГАЗ, которые так и не увидели конвейера. Многие из них, к сожалению, не попали даже в заводской музей, хотя, возможно, их аналоги где-то и сохранились. Фотографии и основная информация предоставлены первоисточником, а я дополнил её данными, найденными в открытых источниках.

Внедорожники «Атаман»: два поколения одной мечты

ГАЗ - 3106 II "Атаман"

На снимке представлен практически готовый к запуску в серию (планировался на 2005–2006 годы) среднеразмерный внедорожник ГАЗ-3106 II. Эта модель, построенная на классической раме с пружинной подвеской всех колёс, по многим техническим решениям выглядела интереснее современного УАЗ «Патриота».

ГАЗ - 3106 "Атаман"

Слева на фотографии можно разглядеть полноприводный пикап ГАЗ-2308 «Атаман», впервые представленный публике ещё в 1996 году. Эта пятиметровая машина использовала оригинальную раму, кабину от «Газона», а также мосты и раздаточную коробку от будущей полноприводной «Газели». Для полноты картины в материале представлены снимки обеих версий: полноприводной и заднеприводной.

ГАЗ - 2308 4х4 и ГАЗ - 2309 4х2 "Атаман"

ГАЗ - 3106 I "Атаман"

В том же ангаре находится и первая, концептуальная версия «Атамана». Этот ходовой макет, созданный в конце 90-х при участии американской компании Venture Industries, отличался смелым, даже агрессивным дизайном. Шасси было оснащено лицензионным турбодизелем «Штайр», хотя в планах был и бензиновый двигатель V6 от ЗМЗ. Интересно, что историческая последовательность появления двух версий «Атамана» (показанной в начале и этой) требует уточнения. Если у вас есть точная информация на этот счёт — делитесь в комментариях.

ГАЗ - 3106 I "Атаман"

Несостоявшиеся «Волги»: от классики к современности

ГАЗ - 3115 "Волга"

Этот автомобиль можно считать последней попыткой инженеров ГАЗа самостоятельно создать современный заднеприводный седан. По габаритам ГАЗ-3115 с двигателем ЗМЗ-405 был сопоставим с европейскими моделями D-сегмента, такими как Volkswagen Passat. В отличие от модели 3111, здесь использовалась более прогрессивная пружинная задняя подвеска. Однако до серийного производства дело, увы, не дошло.

ГАЗ - 3115 "Волга"

ГАЗ - 3104 "Волга"

На одной из общих фотографий за внедорожником можно заметить седан в стилистике американских авто конца 80-х. Это экспериментальный ГАЗ-3104 — более доступная и короткая версия полноприводной «Волги» 3105, созданная в 1989 году. Автомобиль отличался передовой для своего времени конструкцией: схемой cab forward (сдвинутая вперёд кабина), гидропневматической подвеской, вместительным багажником и богатой комплектацией, включавшей подушку безопасности, ABS, кондиционер и бортовой компьютер. Кризис 1998 года похоронил эти амбициозные планы. Один из прототипов сейчас находится в музее ГАЗа.

ГАЗ - 3104 "Волга"

Экспериментальные и специализированные модели

ГАЗ - 3120 "Комбат"

Ещё один рамный внедорожник на базе «Атамана», но выполненный в ретро-стилистике, отсылающей к легендарному ГАЗ-69. Модель 2001 года, получившая индекс ГАЗ-3120 и имя «Комбат», была компактным трёхдверным внедорожником с пластиковыми кузовными панелями, сопоставимым по размерам с Jeep Wrangler.

Обратите внимание: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.

С турбодизелем и современным шасси он мог бы стать культовым автомобилем для бездорожья. В 2004 году появилась вторая, более современная версия «Комбата» с доработанным шасси и интерьером, унифицированным с ГАЗ-3106 II.

ГАЗ - 3120 I "Комбат"

ГАЗ - 3120 II "Комбат"

ГАЗ - 2332 "SityVan"

ГАЗ-2332 «CityVan» — концептуальный малотоннажный фургон на базе «Волги». По идее, он должен был занять нишу между компактными европейскими «каблучками» и более крупными «Соболями», став коммерчески успешной моделью. К сожалению, информации об этом проекте сохранилось крайне мало. Если у вас есть детали или «живые» фотографии — обязательно поделитесь в комментариях.

ГАЗ 2332 "SityVan"

ГАЗ - 3221 "Гражданский" ("Тигр-2")

Пожалуй, самый внушительный и неоднозначный автомобиль в этой коллекции — ГАЗ-3221 2006 года, также известный как «Тигр-2». Этот огромный внедорожник, напоминающий Hummer H2, с самого начала проектировался с учётом возможного бронирования. Он оснащался независимой подвеской всех колёс, бортовыми редукторами, колоссальным клиренсом в 36 см, шинами 275/80R20 и 190-сильным турбодизелем Steyr. Однако ни армия, переходившая на технику с противоминной защитой, ни гражданский рынок не проявили к нему интереса.

ГАЗ - 3221 "Гражданский" или же "Тигр-2"

Сколько ещё подобных опытных образцов и экспериментальной техники ржавеет в забытых цехах — неизвестно. Картина, которую открыл мистер «Х», печальна: уникальные разработки, которые могли бы изменить лицо российского автопрома, покрыты толстым слоем пыли, стоят на спущенных колёсах и, скорее всего, уже никогда не получат шанс на вторую жизнь.

Если вам известны другие подробности об этих автомобилях или вы хотите, чтобы я подробнее рассказал о какой-либо конкретной модели в следующих постах — пишите в комментариях.

Спасибо, что уделили время этому историческому экскурсу!

[моё]История автомобилейРетроавтомобильГазАтаманВолжанкаАвтоЗа рулемЗаброшенноеАнгарГаражПрототипОтечественный автопромМашинаБрошенныеЗаброшенные автоДлиннопост 53

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Брошенные прототипы ГАЗ в забытом ангаре.