Роскошь за железным занавесом: самые дорогие и недоступные автомобили СССР

Для человека, жившего в Советском Союзе, личный автомобиль был не просто средством передвижения, а символом статуса и мечтой, часто недостижимой. Большинство граждан смогли обзавестись собственным транспортом лишь после распада СССР, когда на рынок хлынули подержанные иномарки.

В советскую эпоху купить машину было невероятно сложно. Автомобили были дорогими, а промышленность не могла удовлетворить спрос, так как приоритет отдавался производству техники для народного хозяйства. Личный автомобиль считался роскошью, доступной лишь избранным.

Особое место занимали модели, которые даже по современным меркам собирались с колоссальными затратами. Их владельцами становились лишь люди, обладавшие властью, влиянием или особыми заслугами перед государством. Эти автомобили не уступали, а порой и превосходили зарубежные аналоги по качеству, комфорту и престижу.

ЗИС-101 (1938 г.): первый советский лимузин

Этот автомобиль, выпускавшийся до войны, сегодня оценивается более чем в 100 миллионов рублей. ЗИС-101 стал первым в СССР автомобилем высшего класса, и в его приемке лично участвовал Иосиф Сталин.

Модель поражала уровнем комфорта: радиоприемник (неслыханная роскошь для тех лет), вакуумный усилитель тормозов, система внутреннего отопления и синхронизаторы на высших передачах. Двигатель мощностью 90 л.с. разгонял лимузин до 115 км/ч.

В 1930-е годы владеть любым личным автомобилем могли только очень влиятельные люди. Процедура покупки была сложной: требовалось получить специальное разрешение (лицензию) от Совета Народных Комиссаров. Например, лицензия на ЗИС-101 обходилась покупателю дополнительно в 27 000 рублей — огромная сумма по тем временам.

Большая часть выпущенных машин передавалась государственным учреждениям, а в частные руки попало лишь несколько сотен экземпляров. Попытка обойти процедуру покупки грозила конфискацией автомобиля и серьезными проблемами с законом.

ЗИС-110: послевоенный ответ Америке

После войны высшее руководство страны передвигалось на роскошных американских Packard. Желая создать собственный автомобиль такого же уровня, советские инженеры в 1941 году начали работу над ЗИС-110, взяв за основу ЗИС-101 и «позаимствовав» многие решения у Packard 180.

Несмотря на трудности военного времени, разработка не остановилась. От деревянного каркаса «Паккарда» отказались в пользу усиленного цельнометаллического кузова, что сделало машину более безопасной и стильной.

Автомобиль получил просторный салон с диванами, богатую отделку и двигатель мощностью 140 л.с., разгонявший его до 140 км/ч. После испытаний в 1944 году модель пошла в серию, а на ее базе создали кабриолеты и даже единственный бронированный экземпляр ЗИС-115 для Сталина.

Эти автомобили не продавались — они распределялись между гаражами партийной элиты и использовались для официальных мероприятий.

ГАЗ-12 ЗИМ: комфорт для региональных руководителей

Разработка этого шестиместного седана началась в 1948 году. Он предназначался для руководства среднего звена. За основу был взят американский Cadillac Fleetwood 61, но с важным изменением — тремя рядами сидений.

Использование несущего кузова позволило снизить массу на 200 кг. Автомобиль получил инновации для СССР: гидравлическую муфту для плавного старта, фланцевый мост и 15-дюймовые колеса. Двигатель мощностью 90 л.с. и усовершенствованная тормозная система обеспечивали отличные ходовые качества.

Интерьер отделывали хромом и нержавеющей сталью. Для комфорта пассажиров предусмотрели дополнительные пепельницы, прикуриватели, вентиляцию и отопление салона. На базе ГАЗ-12 также выпускались такси и машины скорой помощи.

ГАЗ-13 «Чайка»: легенда советского автопрома

«Чайка», выпускавшаяся с 1959 по 1981 год, стала одним из самых узнаваемых и долгоживущих советских автомобилей. При внешней сдержанности, ее салон был оснащен по последнему слову техники того времени.

Этот автомобиль был не просто дорогим — он был символом высочайшего статуса и награды. «Чайку» нельзя было купить, но ею награждали за особые заслуги перед Родиной. Среди счастливых обладателей были космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова.

В отличие от других правительственных лимузинов, «Чайку» не скрывали от публики, а, наоборот, демонстрировали на парадах и праздниках, делая ее предметом гордости всей страны.

Эти автомобили — не просто техника, а часть истории. Они отражают эпоху, где роскошь была привилегией избранных, а инженерная мысль, несмотря на все трудности, стремилась создавать машины мирового уровня.

Обратите внимание: Топ 3 лучших авто которые можно приобрести до 500к руб..

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Советские автомобили, которые стоили целое состояние.