Как польский Fiat 126P чуть не стал советским автомобилем для инвалидов: забытый предшественник «Оки»

К началу 1970-х годов советские автомобилисты, особенно люди с ограниченными возможностями, столкнулись с серьёзной проблемой. Техника, на которой им приходилось передвигаться — серпуховские мотоколяски типа С-3Д, — безнадёжно устарела. Их конструкция восходила к середине 1950-х годов и не отвечала запросам времени. Ненадёжные мотоциклетные двигатели, неудобные секвентальные коробки передач и примитивная электрика делали каждую поездку испытанием. Даже обновлённый в 1970 году кузов С-3Д к середине десятилетия выглядел архаично и был обречён на замену.

Поиск новой концепции

Эскиз проекта НАМИ-0204 — микроавтомобиль, призванный заменить электроколяску.

В 1976 году Серпуховский мотоциклетный завод прекратил бесплодные попытки модернизировать немодернизируемое и начал работу над принципиально новой машиной. К проектированию привлекли ведущий отраслевой институт — НАМИ. Главным конструктором проекта НАМИ-0204 стал Владимир Миронов, сторонник переднего привода. Машина задумывалась с двигателем воздушного охлаждения, но подходящего силового агрегата в СССР для такого микроавтомобиля просто не существовало.

Польская альтернатива

В конце 1970-х Fiat 126P был современным и технологичным микроавтомобилем.

Взоры советских инженеров обратились к странам СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи). Идеальным кандидатом оказался польский Fiat 126P, выпускавшийся по итальянской лицензии с 1972 года. Это был полноценный автомобиль с современным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, независимой подвеской и гармоничным дизайном. В Польше его ласково называли «Малух» (малыш).

Польский Fiat 126P проходил испытания в СССР. НАМИ даже разработал для него отечественное ручное управление.

Проект НАМИ-0204 так и остался на бумаге, а вот идея адаптировать польский автомобиль обрела реальные очертания. Однако у «Фиата» был один принципиальный недостаток с точки зрения советских специалистов — заднемоторная компоновка. Руководство НАМИ, в частности авторитетный инженер Борис Фиттерман, считало её неприемлемой для массового автомобиля.

Рождение переднеприводного «Фиата»

Макет НАМИ-0219 — попытка превратить заднемоторный Fiat в переднеприводный автомобиль.

В 1977 году появился прототип НАМИ-0219. Это был по сути польский Fiat 126P, но с двигателем, перенесённым вперёд и расположенным поперечно. Для этого потребовалось серьёзно переработать переднюю часть кузова. Работы продолжились, и к 1979-1980 годам НАМИ совместно с Серпуховским заводом построил четыре опытных образца под индексом СМЗ-1101 (или НАМИ-0231). Два из них были созданы на основе польских агрегатов. Из-за продольного расположения двигателя капот «Фиата» пришлось удлинить, что изменило внешность автомобиля.

НАМИ-0213 — один из этапов переделки Fiat 126P с удлинённой передней частью.

В рамках этого проекта впервые прозвучало название «Ока», хотя до серийной модели конца 80-х было ещё далеко. Концепция была гибридной: кузов и компоновка разрабатывались в СССР, а в качестве силовой установки планировалось использовать проверенный польский двигатель, налаживая его лицензионное производство в Союзе. Это казалось логичным шагом в рамках экономической интеграции стран СЭВ.

Политика вмешивается в историю

Моторный отсек прототипа, где двигатель занял переднее положение.

Однако планам не суждено было сбыться. Летом 1980 года в Польше начались массовые забастовки, которые переросли в масштабное политическое противостояние между движением «Солидарность» и властями. В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. В такой обстановке о тесном промышленном сотрудничестве, особенно в стратегической отрасли вроде автопрома, не могло быть и речи.

Двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения от Fiat 126P — сердце, которое так и не забилось в советском автомобиле.

Этот политический кризис стал поворотным моментом. В 1982 году все работы по адаптации польских узлов были свёрнуты. Проект микроавтомобиля передали на Волжский автозавод (ВАЗ), обладавший мощной исследовательской и производственной базой. В Тольятти разработку, по сути, начали с чистого листа. От прототипов конца 1970-х в серийную «Оку» перешло, пожалуй, только название. Так история о том, как из польского «Фиата» хотели сделать советскую машину для инвалидов, завершилась, уступив место новой, не менее драматичной истории отечественного автопрома.

Один из прототипов СМЗ-1101 — последнее воплощение идеи с польскими корнями.

источник

Автомобили История автомобилей Я хочу знать все Технологии Изобретения двигателей Запчасти Ретро автомобили СССР Сделано в Америке Модификация SR Длинный пост 2

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как из польского FIAT хотели сделать советскую инвалидку: история предвестника «Оки».