В начале 1960-х годов в Советском Союзе царила атмосфера смелых инноваций и веры в прогресс. Страна активно строила новые города и электростанции, а триумф Юрия Гагарина вдохновлял на свершения во всех сферах. Именно в этот период на Заводе имени Лихачёва (ЗИЛ) группа молодых конструкторов, поддержанная руководителем производства Николаем Гринчаром, загорелась идеей создать нечто революционное — современный многоместный микроавтобус.
Первый образец микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность».
Рождение идеи и первые шаги
Инициатива исходила от самих энтузиастов. Завод, выпускавший роскошный лимузин ЗИЛ-111 для партийной элиты, искал способы снизить его себестоимость. Решением видели создание унифицированного с ним небольшого автобуса. Планировалось выпускать до 4 тысяч таких машин в год, хотя в условиях плановой экономики реальный спрос был вопросом открытым. Для конструкторов же главным была не экономика, а возможность создать уникальный, передовой автомобиль.
В начале 1960-х «Юность» выглядела элегантно и даже шикарно.
Первые эскизы Эрика Сабо представляли шестидверный автомобиль в стилистике ЗИЛ-111. Опытный образец, получивший имя «Юность» и индекс ЗИЛ-118, был готов к февралю 1962 года. Его дизайн был оригинальным и авангардным для своего времени.
В салоне «Юности» использованы элементы ЗИЛ-111, в том числе кнопки управления АКПП.
Конструкция: роскошь и мощь
«Юность» представляла собой 16-местный микроавтобус с несущим кузовом. Его техническая начинка была уникальной смесью агрегатов от разных автомобилей:
- Двигатель: V8 объёмом 6 литров, позаимствованный у грузовика ЗИЛ-130. Его мощность была снижена до 150 л.с., чтобы он мог работать на обычном бензине, в отличие от требовательного двигателя лимузина.
- Трансмиссия: Двухступенчатая автоматическая коробка передач от ЗИЛ-111.
- Ходовая часть: Независимая передняя подвеска и рессорный задний мост. Габариты (длина 6860 мм) были сравнимы с небольшим автобусом ПАЗ-652.
Заявленная скорость составляла 120-140 км/ч, что было впечатляюще для микроавтобуса тех лет.
Карета скорой помощи ЗИЛ-118А с поднимающейся крышей.
Проблема места в системе
Испытания в качестве маршрутного такси в Москве вызвали восторг пассажиров благодаря комфорту и плавности хода. Однако с практической точки зрения «Юность» была крайне неэффективна: она потребляла около 30 литров топлива на 100 км и стоила несоизмеримо дороже утилитарного и экономичного РАФ-977. Заводу для рентабельности нужно было выпускать минимум 1000 машин в год, но найти столько покупателей не удавалось.
Модернизированный ЗИЛ-118К больше не назывался «Юность».
Предполагалось использовать «Юность» как служебный транспорт для аэропортов, съездов партии, а также как автомобиль скорой помощи. Именно в медицинской версии ЗИЛ-118А машина проявила себя лучше всего, став первой в СССР «реанимобилем» с высоким потолком, позволявшим врачам работать в полный рост. Подъёмный механизм крыши, что интересно, использовал сильфоны, изготовленные на пуговичной фабрике.
Мифы и реальность
История «Юности» обросла легендами. Говорили, что ей восхищался Никита Хрущёв, а сын Генри Форда-старшего якобы просил продать лицензию на её производство, что маловероятно. Другой анекдот утверждал, что «Юность» доехала от аэропорта Внуково до института Склифосовского за 12 минут, что подразумевало нереальную среднюю скорость.
У ранней «Юности» задняя дверь открывалась налево, у ЗИЛ-118К — направо.
Реальным достижением стало участие в 1967 году в международных автобусных гонках в Ницце, где ЗИЛ-118 завоевал несколько наград. Это вдохновило завод на планы по выпуску 300 машин в 1968 году, но они так и остались на бумаге.
Модернизация и закат
В 1970 году появилась модернизированная версия — ЗИЛ-118К с 170-сильным двигателем и трёхступенчатым «автоматом». Однако машина выпускалась лишь мелкими партиями для госорганов, МВД и КГБ. Даже заводские испытатели отмечали серьёзные недостатки: неудобное место водителя, ненадёжную переднюю подвеску, плохое отопление.
Было построено всего несколько автомобилей скорой помощи ЗИЛ-118КА с увеличенной высотой крыши.
В 1977 году вышло постановление о ежегодном выпуске 2000 микроавтобусов, чтобы удешевить производство нового лимузина ЗИЛ-4104. Но проект не получил финансирования и был отложен на неопределённый срок.
Поздний ЗИЛ-3207 с прямоугольными фарами.
В 1990-е годы машина, получившая индекс ЗИЛ-3207, ненадолго обрела вторую жизнь как эксклюзивный автомобиль для новых российских бизнесменов. Было продано около 30 машин. Последние отчаянные попытки оживить проект, вроде создания пикапа на его базе, успеха не имели.
Любопытный экспериментальный пикап ЗИЛ-32072Г.
Итог романтического проекта
За всю историю, с 1962 по 1998 год, было выпущено всего 87 автомобилей «Юность» и её модификаций. Это был красивый, мощный, но экономически нежизнеспособный и непрактичный для массового использования проект. Он опередил своё время в дизайне и комфорте, но оказался невостребованным в реалиях советской плановой экономики. Сегодня уцелевшие экземпляры «Юности» стали музейными экспонатами и предметом гордости коллекционеров, напоминая об эпохе смелых, но не всегда реалистичных инженерных мечтаний.
источник
Изобретения автомобилей, запчасти для двигателей, хочу знать все о Советском Союзе, советском производстве, истории автомобилей, длинная статья 11Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Ошибки «Юности»: почему необычный советский микроавтобус оказался никому не нужен.


