Советские автомобили «Лада» с самого начала своего производства стали популярной базой для создания спортивных машин. Их использовали не только в СССР для участия в ралли и трековых гонках, но и за рубежом. Подготовкой занимались как сам Волжский автозавод, так и многочисленные клубы и частные мастерские. Типичные доработки включали облегчение кузова, форсирование двигателя и модернизацию подвески для повышения динамических характеристик.
Металекс Лада 1600 Ралли
Старт на международной арене
«Жигули» активно участвовали в соревнованиях социалистических стран, таких как Кубок Дружбы Социалистических Наций. Этот турнир, проводившийся в раллийном и кольцевом форматах, стал альтернативой капиталистическим чемпионатам мира и Европы. Уже в 1971 году автомобили ВАЗ дебютировали на международной арене, стартовав на знаменитом ралли «Тур Европы».
Чехословакия ВАЗ 2103 Metalx Racing A2
Эволюция мощности в СССР и Прибалтике
С течением времени гоночные версии «Лад» становились всё более совершенными. Помимо Тольятти, передовые разработки велись в Прибалтике. Например, эстонская фирма «Vihur» создала раллийную версию ВАЗ-21011 с 1.3-литровым двигателем мощностью 88 л.с., что было почти на 20 сил больше стандарта. Этот лёгкий автомобиль мог разгоняться до 170 км/ч.
Металекс Лада А5 2000 Кольцо
Вершиной советской модификации стал автомобиль, построенный Вильнюсским заводом спортивных автомобилей (ВФТС) под руководством знаменитого гонщика Стасиса Брундзы. Их ВАЗ-21011 оснащался 1.6-литровым двигателем с двумя карбюраторами Weber, выдававшим 140 л.с. и разгонявшим машину до 180 км/ч.
Гоночный автомобиль Лада ВФТС МТХ
Самым известным литовским проектом стала «Лада-2105» ВФТС. Её двигатель развивал уже 160 л.с., позволяя разгоняться до 100 км/ч за 8.4 секунды и достигать максимальной скорости 190 км/ч. Таких машин было выпущено около тридцати, и некоторые из них даже экспортировались за границу, в том числе в Скандинавию.
Чехословацкий вклад: мастерская Metalex
Особый интерес к «Ладам» проявляли в странах социалистического блока, особенно в Чехословакии, где были сильны традиции автоспорта. Компания Metalex (MTX) специализировалась на создании специальных автомобилей, включая гоночные версии Skoda и Lada.
Полноприводная Лада Поча похожа на ВАЗ-2105
Чешские инженеры не просто копировали советские разработки, а часто их превосходили. Их первая модель, ВАЗ 2101 MTX Racing для трековых гонок, имела 1.3-литровый двигатель мощностью 150 л.с. Позже они выпускали версии на базе «тройки» и «пятёрки», экспериментируя с увеличением объёма двигателя до 2 литров и мощностью до 156 л.с.
Французская Ладанива Рейсинг
Венцом чехословацких разработок стала доработанная версия литовской Lada VFTS Racing (MTX 5‑04). Её двигатель объёмом 1.6 литра выдавал 172 л.с. при 7800 об/мин, что позволяло развивать скорость свыше 200 км/ч. Помимо двигателя, чехи серьёзно дорабатывали кузов, подвеску и даже использовали тормозные компоненты от спортивной Skoda 130 RS.
Французские эксперименты: от классики к авангарду
Во Франции популяризацией советских автомобилей занимался предприниматель Жан-Жак Поч. Его компания не только успешно продавала «Лады», но и создавала на их базе экстремальные гоночные машины для рекламы и участия в престижных соревнованиях.
Парижский автосалон Ралли Нива
Французы начали с «пятёрки» для ралли-марафона «Париж-Дакар». Это был, по сути, совершенно новый автомобиль: пространственная рама, лёгкие кузовные панели и сзади — 2.7-литровый двигатель V6 (PRV) мощностью около 300 л.с. в паре с полным приводом от «Нивы». Хотя спортивных успехов эта машина не принесла, она стала символом смелого эксперимента.
Гораздо большего успеха добились французские «Нивы», также построенные для «Дакара». От моделей со стандартным двигателем команда пришла к версиям с 2.4-литровым V6 мощностью 310 л.с. и карбоновыми деталями кузова. В 1982 и 1983 годах «Нива» занимала второе место в общем зачёте марафона.
Лада Самара Т3 оснащена заправкой Porsche
Апофеоз: Lada Samara T3 с сердцем от Porsche
Самой амбициозной французской разработкой стала Lada Samara T3, представленная в 1990 году. Это был полноприводный автомобиль, построенный с широким использованием компонентов Porsche. Четыре такие машины были собраны во Франции.
Гоночный автомобиль Лада Самара на трассе
Samara T3 оснащалась 3.6-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем Porsche мощностью около 360 л.с. и полным приводом с шестиступенчатой кулачковой коробкой передач от Porsche 911 Carrera 4. Подвеска была не менее впечатляющей: по два амортизатора на каждое переднее колесо и по три — на задние, как у Porsche 959. Автомобиль развивал скорость 197 км/ч и показал хорошие результаты: седьмое место на «Дакаре-1990» и пятое — в 1991 году.
После распада СССР финансирование программы прекратилось, но машины ещё несколько лет использовались заводскими гонщиками ВАЗа. Сегодня эти уникальные автомобили, как и раритетные чехословацкие «Лады» от Metalex, являются ценными экспонатами для музеев и коллекционеров, напоминая о необычном международном сотрудничестве в мире автоспорта.
источник
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сделано не в СССР: как иностранцы переделывали «Лады» в гоночные машины.