Граждане стран социалистического блока, как и мы, не избалованы выбором большим разнообразием автомобилей. Ведь в Восточной Европе можно было дождаться права на покупку советских автомобилей в дополнение к собственной машине. Как они выглядят по сравнению с аналогичными продуктами? Сколько они стоят?
ГДР - Довоенный перевод
В 1949 году оккупированная Советским Союзом зона была преобразована в Германскую Демократическую Республику (ГДР), унаследовавшую богатое автомобильное наследие довоенной Германии. В том числе и завод BMW в Айзенахе, где начали выпускать довоенные модели. Между тем, с 1950 года Цвиккау выпускал компактный IFA F9 с трехцилиндровым двухтактным двигателем объемом 0,9 литра мощностью 28 л.с и. Фактически все последующие автомобили под названием Wartburg представляли собой развитие концепции, заложенной в этот автомобиль.
Wartburg 353 выглядит как довольно стильный автомобиль 1960-х годов
На базе довоенного DKW они разработали семейную модель среднего класса Wartburg 311, производство которой началось в 1955 году. Переднеприводные автомобили имеют рамную и поперечно-рессорную независимую подвеску. Автомобиль оснащен тем же двухтактным 3-цилиндровым двигателем объемом 0,9 литра и увеличением мощности на 37 лошадиных сил и. Было много версий Wartburg 311, а затем и 312, включая даже родстер 1957 года Wartburg 313, мощность которого была увеличена до 50 л.с и двигатель. С 1962 года объём двигателя увеличился до 1 литра, а мощность до 45 л.с и.
Универсал Вартбург 353/1 Туризм
В 1967 году в производство пошел Wartburg 353, ставший похожим на «Москвич» и «Жигули» 1970-х годов. Эта модель является ярким примером компромиссного решения. Красивый современный кузов сочетался с довоенной концепцией: кузов был приварен к раме, а трехцилиндровый двухтактный двигатель остался по сути тем же, но мощностью 50 л.с с., позже – 55 л и. Но эта машина была переднеприводной, имела независимую пружинную подвеску и с 1969 года, в отличие от наших «Москвичей», имела передние дисковые тормоза. Кстати, прямоугольные фары Московича родом из Вартбурга.
Первым автомобилем с задним расположением двигателя, выпущенным Младом Болеславом, стала Skoda 1000 MB, заложившая основу концепции, которой завод будет следовать в течение двадцати лет
Кто мог в 1967 году предположить, что почти четверть века спустя Вартбург353 перейдет от социализма к капитализму, от Восточной Германии к объединенной Германии? Хотя Эйзенах с конца 1960-х годов построил множество прототипов новых моделей, все они оказались слегка модернизированными версиями того же Wartburg 353. В 1988 году на очевидный автомобиль был установлен 1,3-литровый двигатель VW мощностью 58 л.с. Устаревшие автомобили и. В Советский Союз было завезено довольно большое количество, около 10 000 таких автомобилей, и они стали одними из первых иномарок, принадлежащих советскому народу. Машины были хорошо собраны, западные двигатели были очень хороши, но «Вартбург» по-прежнему считался «неудачником». Действительно, производство Wartburg 1.3 было прекращено в 1991 году, а «Жигули» выпускали его еще двадцать лет.
Производство Skoda серии 100/110 началось в 1969 году
Чехословакия – «казаки» богатых
Автомобильная промышленность Чехословакии (позже Чехословацкой Социалистической Республики) была достаточно развита еще до Второй мировой войны. После войны завод Skoda в Млада-Болеславе был крупнейшим производителем легковых автомобилей в Чехословакии, выпуская недорогие модели, которые были неплохими по конструкции и дизайну. В его моделях использовалась классическая трубчатая рама.
Спортивное купе Skoda 110R
Но в начале 1960-х годов завод резко изменил свою инженерную философию. Это связано с поручением значительно увеличить производство. Именно с этой целью начали реконструкцию завода и выбрали для новой модели заднемоторную компоновку – удобную и технологичную, пригодную для серийного производства. Мы тоже думали о переднем приводе, но все равно не решились. Позже Фиат, Фольксваген, Рено и наш ЗАЗ - все серийно выпускали заднемоторные автомобили. Но эта тенденция сошла на нет.
Базовой моделью чехословацкого семейства в 1976 году стала Skoda 105L
Производство седана Skoda 1000 MB (МБ-Млада Болеслав) началось в 1964 году. Базовый литровый двигатель выдает 40 лошадиных сил с., позже — 43 л и. По этим параметрам Шкода 1000МБ аналогична нашему Запорожцу ЗАЗ-968, но по габаритам четырехдверный седан близок к Москвичу 408. Вскоре начали выпускать модифицированную версию 1100 MV, оснащенную двигателем мощностью 52 л.с.
Skoda Garde (Рапид) – новейшее спортивное купе из стран соцлагеря
Приверженность Млада Болеслава конструкции с задним расположением двигателя сохраняется на протяжении десятилетий. Серия Skoda 100/110 имеет двигатели мощностью 48 и 52 л.с. Дебютировавший в 1969 году SS имел значительно обновленный новый кузов и внешний вид передних дисковых тормозов, но общая компоновка и компоненты остались прежними.
Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.
По классу эта Шкода близка к 50-сильному Москвичу-408. И «Москвич-412», и «Жигули» просторнее и мощнее.Но завод «Шкода» остался единственным в социалистическом блоке, выпускавшим двухдверные спортивные автомобили. Skoda 110R Coupe оснащена 52-сильным двигателем. Поскольку машина значительно легче Жигулей и Москвича, по мощности она им не уступает.
Производство нового семейства Skoda началось в 1976 году. Автомобили по-прежнему были заднемоторными, но имели новые привлекательные кузова. Базовым двигателем моделей Skoda 105 остается мотор мощностью 45 л.с. Доработанная версия Skoda 120 оснащена 1,2-литровым двигателем мощностью 50 и 55 л.с и. В 1981 году в производство была запущена традиционная модифицированная модель Skoda — купе под названием Garde (в 1984 году автомобиль был переименован в Rapid). В этом же году в производство поступили также версии ŠKODA 130 и 135 с улучшенным внешним видом и двигателем объемом 1,3 литра мощностью 59 л.с и и 63 л и и пятиступенчатая коробка передач.
Заднемоторная серия выпускалась до 1990 года. С 1987 года компания «Млада Болеслав» выпускает новую переднеприводную модель Skoda Favorit с кузовом, разработанным ателье Bertone, но в настоящее время оснащенную тем же 1,3-литровым двигателем мощностью 59 л.с и. Но эти последние социалистические автомобили из Чехословакии уже напоминали наши Самары».
Польша – от общего предка
Польша в социалистический период - Польская Народная Республика - Польская Народная Республика перед Второй мировой войной тесно сотрудничала с итальянской компанией Fiat. Судя по всему, во второй половине 1940-х годов контакты с капиталистическим миром почти прекратились. Наша победа пошла в производство под названием Warzsawa, а за ней последовала переднеприводная компактная Syrena.
Polski FIAT 125P выпускается с двигателями объемом 1,3 и 1,5 л
Однако к середине 1960-х годов Польша вновь присоединилась к итальянским концернам с целью наладить массовое производство современных автомобилей. В 1967 году появился Polski FIAT 125P. В отличие от наших «Жигулей», наш завод построен в Тольятти и польский дизайн не изменился по сравнению с итальянским. Седан и универсал производятся на заводе FSO (Завод легковых автомобилей) в Варшаве и имеют дисковые тормоза на всех колесах, но имеют листовые рессоры вместо рессор, как у Ziguli, заднюю подвеску и рабочий объем двигателя 1,3 литра. Нижний двигатель объемом 1,5 литра. Мощность соответственно 60 литров и и 70 литров и. Позже мощность двигателя была увеличена на 5 лошадиных сил и.
Польский Fiat также строится с универсалами
В 1978 году в Польше началось производство модного тогда угловатого хэтчбека под названием FSO Polonez, в основу конструкции которого легли узлы и компоненты Fiat. Выпускаемый одновременно с седаном и универсалом, Полонез по сути является прямым аналогом нашего ИЖ-2125 Комби. В начале 1980-х даже собрали небольшую партию модифицированных трехдверных купе Polonez.
Хэтчбек FSO на платформе Polski FIAT 125P Polomez
Полонез имел более длительный срок производства, чем другие польские автомобили – до 2004 года. Последняя версия модели поставляется, помимо прочего, с кузовами седан и универсал, а также с 76-сильным бензиновым двигателем объемом 1,6 литра и даже дизелем объемом 1,9 литра.
SRR - Французская тропа
В Социалистической Республике Румыния партнером по производству легковых автомобилей «Москвич» и «Жигули» выбрали тогдашнюю французскую государственную компанию Renault, назвав ее автомобили Dacia. Таким образом, они вспомнили о Дакии – регионе, существовавшем еще до нашего времени на территории нынешней Румынии и Молдавии и славившемся упорным сопротивлением своих жителей римлянам-завоевателям.
В 1968 году собрали небольшую серию заднемоторных Renault 8, а в 1969 году перешли на производство лицензионного Renault 12 под названием Dacia 1300. Этот элегантный переднеприводный автомобиль отличается современным дизайном и 54-дюймовым двигателем. Двигатель мощностью 1,3 л. Помимо седанов, выпускали и универсалы.
Dacia 1300 — румынский переднеприводный Renault 12
Всего десять лет спустя модель была модернизирована. Dacia 1310 немного изменила внешний вид и оснащена двигателем объемом 1,4 литра мощностью 58 лошадиных сил с., позже — 62 л и. Dacia 1410 выпускается с 1982 года, оснащена двигателем мощностью 73 л.с и рабочим объемом 1,6 литра.
Универсал на базе Dacia 1300
Dacia пережила конвейер румынского социализма и его лидера Николае Чаушеску. Dacia не уходила в отставку до 2004 года.
социалистический прейскурант
Подобно «Москвичу» и «Жигулям», автомобили из соцстран продавались на некоторых западных рынках. Иногда их цены выше наших. Так, в Великобритании в начале 1970-х годов Wartburg Knight (353 отечественный) и Skoda 100L были дороже Москвича-412, но имели более мощные двигатели. Однако наши автомобили Lada на Западе по-прежнему дороже своих восточногерманских аналогов и большинства версий Skoda. К Polski FIAT 125P в Западной Европе с двигателем 1,3 л свои требования выше, чем у Lada 1300L (ВАЗ-21011), но ниже, чем у Lada 1500.
В социалистических странах советские автомобили были престижнее и дороже, чем «Вартбурги» и базовые автомобили (самые простые модификации «Шкод»). Как и жители Советского Союза, граждане социалистических стран тоже выстраивались в очередь за автомобилями, но особенно не хватало наших дорогих автомобилей «Лада».
Так, в Восточной Германии в середине 1970-х годов ВАЗ-2101 продавался за 21 000 марок, Вартбург 353 за 16 950 марок, Шкода 105L за 17 450 марок, Шкода 120L за 18 200 марок, Москвич-2140 за 18 600 марок. Однако Dacia 1300 и Polski FIAT 125 оцениваются одинаково — 22 000 марок, а топовая Skoda 120GLS — 21 930 марок, оба оснащены 1,3-литровыми двигателями, что дешевле, чем самый престижный автомобиль Lada в Восточной Германии. ВАЗ-2103 обошелся восточным немцам в 23 000 марок, а «шестерка» — в 24 600 марок.
В начале 1990-х годов интерес к нашей модели стал существенно снижаться в странах Запада, в том числе в бывших социалистических странах. Рынок Восточной Европы совершенно другой, как и Россия…
источник
Автомобильная техника Изобретения История автомобилестроения СССР Советское производство Двигатель ВТОВАЗ Ретро Автомобили Хочу знать всё 60-е 50-е годы Модификация Skoda Запчасти Длинный пост 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Братья по лагерю: что в соцстранах выпускали вместо «Жигулей» и «Москвичей».