От «лаптежника» до «Сибири»: почему украинский КрАЗ упустил свой шанс

Все знают КрАЗ "Лаптежник". Вездеход не мог не породить идею завода, где собирают простенькую старомодную технику. Хотя Кременчугский автозавод имеет возможность производить самую современную технику в мире. Но он упустил эту возможность.

Позвольте мне процитировать популярную советскую брошюру, которая издавалась большими тиражами в помощь лекторам и пропагандистам. Это 1959 год:

«Специализация производства грузовых автомобилей и самосвалов на Кременцугском автозаводе позволила при сравнительно небольших капиталовложениях увеличить выпуск этих автомобилей в 1965 году более чем в четыре раза по сравнению с 1958 годом».

Учитывая, что первые грузовики были собраны в Кременчуге лишь 10 апреля 1959 года, можно смело прогнозировать, что их производство увеличится в 5, а то и в 100 раз по сравнению с 1958 годом. Однако автору брошюры, вероятно, просто не удалось сослаться на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 442 от 17 апреля 1958 года, которое предусматривало производство 15 000 грузовиков на заводе Краз в 1965 году.

Лампочка без абажура, цитаты Хрущева на стене и море восторга: коллективный портрет кузовного и кабинного цеха КрАЗ на пластилиновой модели КрАЗ-250 в масштабе 1:5. Тот, что посередине, в очках, — начальник управления Игорь Николаевич Румшевич. На дальней стене висит портрет Олега Владиславовича Соича, председателя экономического совета Хозяйственного управления и экономической зоны Харькова в 1963 году, впоследствии занимавшего должность харьковского директора Ковейского танкового завода, занимавшегося производством Т-64 танк.

Это утверждение еще более красноречиво: «Капитальные вложения сравнительно невелики». Можно сказать, это девиз всего отечественного автопрома. В Советском Союзе инвестиции вообще не любили: предпосылкой инвестиций было своевременное возмещение инвестиций и получение прибыли, что было уже не социализмом, а своего рода животным капитализмом. При производительности прибыль может вообще не прийти. Но все закрывали на это глаза. Таким образом, инвестиции означают ответственность. В отличие от прибыли, она, скорее всего, придет.

Прототип КраЗ-250 с кабиной ЗИЛ-130. Полная масса — 22 440 кг, грузоподъемность по грунтовым дорогам — 10 тонн, по шоссе — 12 тонн. 1961 год

Конечно, начиная новое дело, руководство и инженерно-технический состав КрАЗа рассчитывали на поддержку государства в разработке планов. Конец 1950-х годов – век оптимистов! Словно по волшебству Украинская Советская Социалистическая Республика вдруг приобрела автомобильную промышленность. Многие связывают это с добротой Хрущева.

Самосвал КрАЗ-251, полная масса 21700 кг, грузоподъемность 11 тонн, 1962 г. Кабина увеличена, но сохранены самые трудоемкие и дорогие узлы – двери и боковые панели от ЗИЛ-130.

Компоновочное чудо: колесная база КрАЗ-251 на 780 мм короче, чем у КрАЗ-256Б, а при той же грузоподъемности короче на 720 мм. Действительно, немного выше, 90мм.

Конструкторы отдела кабины и кузова (слева направо): Василий Дашкевич, Федор Масюк и Евгений Ширшонков оценивают варианты задней части кабины перспективной серии КрАЗ на крупной модели 1965 года.

Как известно, Кременцугский автозавод изначально имел модели, переданные с Ярославского автозавода, который впоследствии был преобразован в автозавод. Четыре большегрузных трехосных грузовика: бортовой грузовик КрАЗ-219 (6х4), седельный тягач КрАЗ-221 (6х4), самосвал КрАЗ-222 (6х4) и бортовой вездеход КрАЗ-214 (6х6). Все они изначально назывались «Днепр». Несмотря на отсутствие броского и мощного названия, эти модели ждут продолжения модернизации и длительного срока службы на производственной линии.

КраЗ-Э250А, 1967 г. Дизайнер - Подплетов Александр Владимирович. Буква «Е» используется в бизнесе для обозначения экспериментов и экспериментальных машин. Одним из достижений стало снижение уровня шума в салоне сначала до 89 децибел, а впоследствии и до 85 децибел.

В Кременчуге не собирались рассчитывать на развитие Ярославля. Об амбициях конструкторов свидетельствует тот факт, что никто не догадался назвать новой моделью лично модернизированный самосвал КрАЗ-256, оснащенный четырехтактным дизелем ЯМЗ-238 и другими весьма существенными изменениями!

КраЗ-Э251А, 1968 г. Серийный самосвал с индексом 251 никогда не появится. Круглые фары на крыльях привлекают внимание. В будущем их переведут на бамперы, соответствующие стандартам ЕЭК ООН. Кабина была создана в 1967 году и спустя 20 лет полностью соответствует требованиям стандарта ОСТ 37.001.413-86: «Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовыми автомобилями, автобусами и троллейбусами».

Машина была спроектирована после выхода постановления Харьковского совнархоза от 23 ноября 1959 года № 380 и должна была быть новой. Была разработана унифицированная серия: автомобильный КрАЗ-250, самосвал КрАЗ-251, седельный тягач КрАЗ-252, все с колесной формулой 6х4. Будущее – полноприводные модели. Среди новых узлов — рама, трансмиссия с кареткой, рулевое управление с гидроусилителем и опрокидывающий механизм самосвала. На силовой агрегат предлагалось надеть цельнометаллическую кабину, что позволило бы существенно укоротить и облегчить машину при сохранении той же грузоподъемности. Снаряженная масса самосвала уменьшена на одну тонну!

Почти серийный КрАЗ-251Б, 1973 г. По настоянию военных фары были перенесены в буферную зону, а стекла сплющены. С начала проектирования автомобилей КрАЗ третьей серии грузоподъемность увеличилась с 12 до 14 тонн, тогда как на серии КрАЗ-6505 грузоподъемность составляет 15,5 тонн, что было советской мерой эффективность автомобиля. Промышленный, отрицательно влияет на время внедрения, срок службы устройства и дорожный износ.

Выбор пал на кабину ЗИЛ-130. Кажется прагматичным. Однако комиссия, проводившая испытания, сочла кабину тесной. Действительно, в результате перестановки количество мест сократилось с трех до двух. Более того, его конструкция осталась «оригинальной»; его прочность также подверглась резкой критике. Завод имени Лихачева должен был его для себя разработать, не говоря уже о переделке под Кременчуг! ЗиЛ замялся и не дал нам кабину, следуя традиции, заложенной самим Лихачевым: надо делать самому! При этом ЗИЛ оставил Уральский автозавод без такси. Потом в Миасе они спроектировали собственную хату и поделились ею со своими товарищами, потерпевшими несчастье в Кременчуге. Но беда произошла не одна: в это время Ярославский моторный завод уже доработал силовой агрегат ЯМЗ-238 и установил пневматическое наддувочное устройство. «Корпус» турбокомпрессора можно прикрепить в единственно возможном месте на уже выпускаемых безнаддувных двигателях – сбоку над картером маховика. Длина двигателя увеличена примерно на 150 мм. Но этого хватило, чтобы упереться в защиту двигателя кабины «Урала» — из-за уменьшения размеров кременчужане слишком «плотно» упаковали свои машины».

Прототип автопоезда КрАЗ-259Б-834Б с кабиной МАЗ. Даже дырки в мазовском гербе хорошо видны. Грузоподъемность - 15 тонн. 1962 год

Вносить какие-либо доработки в турбированный двигатель было уже поздно – 24 февраля 1964 года Государственный совет по координации научных исследований (ГККНР) при Совете Министров СССР предписал Кременчугскому автозаводу прекратить все предыдущие работы по разработке автомобиля серии, а также пересмотрели план по изготовлению новой техники и приступили к выпуску машин с более высокой несущей способностью.

Прототип КрАЗ-Э253, длиннобазное (5200 мм) шасси для установки понтонных парков. Второй в проекте был создан в 1964 году. Автомобиль лишился суффикса «В» в индексе, но получил приставку «Е» — «Экспериментальный». Кабина цельнометаллическая, мы ее спроектировали сами. Грузоподъемность – 10 тонн, ширина автомобиля – 2720 мм, что усложняет его эксплуатацию на дорогах общего пользования.

Основная причина провала проекта заключалась в том, что он был слишком новым. Завод не рассчитывает свои производственные мощности. Какая рама, какой мост и цельнометаллическая кабина, даже от цельнометаллической двери кабины КрАЗ-255 пришлось отказаться в 1963 году из-за невозможности создать штамповочное оборудование! В июле 1967 года в производство пошел легендарный «лаптежник», оснащенный традиционной деревянно-металлической кабиной, стержни каркаса которой были изготовлены по старинке с использованием «треугольника» (многослойной авиационной фанеры.

Весной 1968 года на испытания поступил усовершенствованный активный автопоезд КрАЗ-2Э259‑2Э834 (и варианты КрАЗ-2Э235), оснащенный новыми рамно-щитовыми металлическими вагонами. Мощность турбодизельного двигателя ЯМЗ-238Н была снижена с 320 до 300 л.с и.

Конечно, и в Харьковском совнархозе, и в Совмине понимают, что внедрение чего-то нового требует инвестиций. Но почему-то они остались глухи к поддержке бизнеса людьми и оборудованием. Кроме того, результаты расчетов также подтверждают экономическую выгоду от внедрения. Взять, к примеру, тот самый строительный самосвал, которым славится КрАЗ. Стоимость тонно-километра КрАЗ-251 составляет 3,73 копейки и 4,43 копейки. На КраЗ-256Б. При замене одного на другое страна может сэкономить до 15,3 тыс рублей в год в запланированном объеме производства.

КраЗ-6434 загружается прицепом 4‑Р-28. Полный вес этого автопоезда достигает 72 тонн, тягач – 18 тонн, двигатель – ЯМЗ-240Н мощностью 400 лошадиных сил. Коробка передач - ГМП БелАЗ. Габариты трактора впечатляют: длина 10750, ширина 2500, высота 2995, колесная база 1400+4245+1400 мм. Общая длина автопоезда составляет 21 860 мм. Период испытаний длился с 1977 по 1979 год.

С другой стороны, руководство можно понять. Успех новых продуктов не очевиден. Конструкторам не удалось реализовать коробку передач с шагающим мостом, а кабину собрать не удалось. Сколько нового оборудования необходимо и финансирование планируется на 10 лет вперед. Но если вы сократите производство существующей продукции, вы, скорее всего, потеряете свой статус среди сильных мира сего и свой партийный билет. Как говорится, добро к тебе приходит.

Сочлененный КрАЗ-ЧР-3120, 1982 г. Главный конструктор - Владислав Константинович Левский. Индекс автомобиля расшифровывается как «Разовый розыгрыш, номер 3120». Тем не менее, это незапланированный проект и носит чисто экспериментальный характер. Использован дизельный двигатель ЯМЗ-8421 мощностью 360 л.с и и 10-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-201. В передней части используется кабина КрАЗ-260 и задняя балансирная машина. Аналогичная тележка устанавливалась сзади. Вращение достигается за счет взаимного изменения положений каждой секции под действием гидроцилиндра.

Братом-близнецом КраЗ-ЧР-3120 является КрАЗ-ЧР-3130. Отличие заключается в прочной раме и двух передних управляемых мостах.

В 1962 году конструкторский и экспериментальный отделы завода были разделены на СКБ-1 и СКБ-2. Как и ожидалось, второй остался в секрете – начали создавать военные машины повышенной проходимости. Стоит отметить, что конструкция велась «с колеса», точнее из новой воронежской широкопрофильной шины переменного давления ВИ-3, размерами 1300х530 – 533. Со временем он будет использоваться в серии КрАЗ-255Б, отсюда и прозвище «лаптник». Предыдущие шины Я-190 размером 15,00–20 вызывали многочисленные нарекания представителей заказчика при испытаниях КрАЗ-255 в 1962 году (еще без буквы «Б»): недостаточное сцепление с дорогой, растрескивание и отслаивание протектора. В основном из-за шин внедорожные возможности КрАЗ-255 уступают ЗИЛ-157 и Урал-375».

Главный конструктор Кременчугского автозавода (Колесников Олег Матвеевич (на переднем плане), главный конструктор АвтоКрАЗа в начале 2000-х) работает с коллегами, обсуждает один из проектов самосвалов с тандемными экипажами.

Эскиз Олега Матвеевича Колесникова на тему народнохозяйственного автомобиля КрАЗ-6305 (8х4), который является представителем четвертого поколения кременчугских большегрузных автомобилей.

Какую машину готовят для СКБ-2? Это бортовые автомобили КрАЗ-253Б и КрАЗ-259Б. Их объединяет ряд ключевых решений: новый дизель ЯМЗ-238 (240 л.с.), гидромеханическая 6-ступенчатая трансмиссия, независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах, герметичные тормозные механизмы, централизованная система регулирования давления в шинах. КрАЗ-259Б предназначен в составе автопоезда с активным прицепом КрАЗ-834Б. Колесная формула автопоездов – 10х10. Привод оси прицепа осуществляется оригинальным способом – вертикальным валом через седло трактора. На испытаниях в 1962-64 годах, когда «гражданский» проект КрАЗ-250/251 оказался в затруднительном положении, эти 8-тонный КрАЗ-253Б и 15-тонный КрАЗ-259Б+КрАЗ-834Б показали многообещающие результаты. По грузоподъемности, проходимости и устойчивости движения новый автомобиль существенно превосходит КрАЗ-255.

КраЗ-4Э6316 (8х8), 1984 года выпуска, тематика «Дискавери». В 1984 году завод выпустил на испытания семь моделей и модификаций грузовых автомобилей: грузовики с капотной, бескапотной, с тентованной и неоткидывающейся кабиной, а также активные автопоезда.

В 1964 году обе машины были модернизированы: кабина собственной (!) конструкции, турбодизель ЯМЗ-238Н мощностью 320 л.с., более надежная 8-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-238, гидроусилитель руля, широкий профиль. Заменен Мазоровский. Шины и центральная система контроля давления. Неслыханное дело – в 1966 году один из образцов по сути секретного семейства был выставлен в Машиностроительном зале ВВЦ! Однако это в равной степени может означать скорую перспективу сериала и забвение.

Они принесли ему гибель! На доработку дизайна ушло много времени. Усовершенствованная машина не проходила испытания до 1968 года.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Грузоподъемность шасси была увеличена до 10 тонн, установлен более надежный силовой агрегат. Уточнена конструкция сцепки автопоезда: ось поворота седельно-сцепного устройства совмещена с центром движения нижнего шарнира активной универсальной передачи полуприцепа.

Очередной набросок на тему «Открытие», выпущенный в открытый доступ Олегом Матвеевичем Колесниковым после ухода из КрАЗа в 2006 году. Поскольку перед разработчиками стоит задача максимальной унификации с народнохозяйственной техникой, на военных вездеходах новые кабины устанавливаются асимметрично с компоновками «кабина на двигателе» и «кабина перед двигателем», переместите на 70 мм влево.

Современные автомобили оснащены упрощенной рамно-щитовой кабиной. По крайней мере, теперь нам не нужны дорогие штампы для глубокой вытяжки.

Однако внедрение этих, несомненно, успешных машин потребовало значительных капиталовложений. Кроме того, вездеход не так унифицирован с народнохозяйственным семейством, как КрАЗ-255Б. Пригодность деталей и узлов достигает всего 32%, тогда как пригодность КрАЗ-255Б составляет 77%. «Лаптезник» уже зарекомендовал себя на конвейере и стоит примерно на 50-60% дешевле. Потом основной клиент отказался от этой темы.

Заводу явно рекомендовали в кратчайшие сроки завершить работу над КрАЗ-260А с конструкцией клапанной крышки. А государственные средства, потраченные на проект – кто считает?!

Действующий автопоезд КрАЗ-4Э6010 (10х10) грузоподъемностью 18 тонн в составе тягача КрАЗ-Э64401 и полуприцепа КрАЗ-4Э9485 отправят в Рязанский автомобильный музей. Автопоезд имеет полную массу 38 тонн и оснащен многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 лошадиных сил и. Он может работать на дизеле, бензине, керосине, их смесях и даже ракетном топливе! До этого единственным серийным грузовиком советской серии, оснащенным многотопливным дизелем, был КрАЗ-260.

Объективности ради стоит отметить, что по сравнительным ТТХ перспективный 260 ничем не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит КрАЗ-253/259. Советские власти однажды заявили, что «они не показали решающего преимущества». Именно это «непроявленное» вещество преобладает.

КрАЗ-260А — полноприводный вариант отечественного внедорожника КрАЗ-250 с колесной формулой 6х4. Степень единства между ними достигала 80%. Экономика перехода на кременчугские большегрузные грузовики III серии выглядит вполне убедительно. Грузоподъемность увеличивается на 25%, а частота технических осмотров и срок службы увеличиваются в среднем на 50%. Исходя из годового объема производства (30 000 автомобилей), он сможет высвободить 7 000 водителей и 1 300 ремонтников, а также сэкономить 200 000 тонн топлива ежегодно.

Опытный народное хозяйство КрАЗ-3Э6518 (8х4) принял наработки по теме «Открытие», в том числе альтернативную конструкцию кабины, доступную также в капотном исполнении. Впервые 6518 использовался в качестве шасси крана.

Проблема в том, что на момент ограничения темы КрАЗ-253/259 новое народное семейство КрАЗов еще только зарождалось. По сути, в 1964 году кременчугские конструкторы подверглись жесткой критике со стороны Государственного совета по координации научных исследований, а теперь получили одобрение Государственного совета по науке и технике (ГКНТ). К ним относятся цельнометаллическая кабина, скользящая по силовому агрегату, с уровнем шума в салоне 83 децибела, а также ходовой мост, обеспечивающий 80-килограммовое снижение веса трансмиссии, а также механизм рулевого управления с гидроусилителем, снижающий рулевое усилие до 12 килограммов силы, а также пневмогидравлическая тормозная система.

Так стоило ли ограничивать рост семьи в 1964 году? Как объяснить эту недальновидность? Однако это не была единичная судебная ошибка. Подход Хрущева к территориальному управлению в целом оказался неработоспособным. Настало время знаменитых реформ Косыгина. Все автомобильные заводы страны подчинены Министерству автомобильной промышленности, которое возглавляет Алексей Михайлович Тарасов. Государственный совет по науке и технике возглавил Ерман Михайлович Гвишаный, зять Председателя Совета Министров СССР Косыгина. Разработаны планы по созданию с участием иностранных партнеров мощной автомобильной производственной базы. Кременчуг обошёл «золотой век» советского автопрома.

Приемочные испытания КраЗ-250 завершатся в 1968 году. Но производство началось только в 1978 году. Производство самосвалов КрАЗ-251 вообще не начнётся - до последнего момента завод будет выжимать соки из КрАЗ-256Б (так удалось добиться себестоимости 3,85 копейки за тонно-километр). Поэтому новое поколение самосвалов поступит в производство позже, и по отраслевому стандарту Не 025 270-66 оно было переименовано в КрАЗ-6505.

К 1991 году количество вариантов в теме Discovery достигло 30. Кульминацией проекта стала седьмая опытная модель КрАЗ-7Э6316 (8х8) 1989 года, получившая название «Сибирь-Турбо» из-за камуфляжа. По инициативе генерального директора «АвтоКрАЗа» Сергея Васильевича Сазонова в 2002 году на свет появился уникальный автомобиль, который теперь становится частью заводской коллекции.

Задержка произошла из-за принципиального несоответствия планов завода и цеха. Еще в 1967 году завод спроектировал новую просторную цельнометаллическую кабину. Для его производства требуется комплектное штамповочное оборудование. Завод не может производить самостоятельно. Но всего через пять лет, в 1972 году, Минавтопром издал приказ «О содействии Кременчугскому автомобильному заводу имени 50-летия образования Украины в обеспечении штамповочным оборудованием и технологической оснасткой для производства металлических кабин автомобилей КрАЗ». - 250 автомобилей. «Заказ отправлен производственным объединениям «АвтоГАЗ» и «МосАвтоЗИЛ». Им необходимо изготовить 250 пресс-форм, из них 120 крупногабаритных, а также 407 единиц сборочно-сварочного оборудования.

Приказ не будет выполнен раньше срока – первого квартала 1974 года! Они не смогли завершить его к перенесенному сроку (1977 г.). Все упомянули, что заняты собственными проектами. В результате кабины первой промышленной партии в 250 машин в 1976 году были изготовлены по модифицированной технологии – ведь министерство установило и дату производства машин того же заказа!

Думаю, если бы заводы размещали свои заказы на марки и платили напрямую ГАЗу или ЗИЛу, они нашли бы возможность «продвинуть» собственные проекты ради выгодных внешних подрядчиков. Поэтому основное пресс-форму производит ГАЗ. Алюминиевый квадрат доставили в Горький, а шаблоны и мастер-модели изготовили на месте, перенимая опыт. ЗИЛ изготавливает комплект штампов на капоты с хвостовиком, АвтоВАЗ - штампы выхлопа на верхнюю панель капота, АвтоЗАЗ - штампы на усиление капота. Эту дисперсию нельзя назвать оправданной, поскольку каждое предприятие, несмотря на одинаковые стандарты, в некоторых аспектах работает по-разному. Но это система Минавтопрома, и в ней все существуют.

Сроки разработки новой народнохозяйственной техники (и военной техники, поскольку КрАЗ-260А находится в серийном производстве с 1979 года практически до колен) были катастрофически сорваны. Проект расширения и реконструкции предприятия, утвержденный институтом Гипротракторосельхозмаша в Харькове в 1977 году, до сих пор не завершен: в январе 1984 года построен пешеходный мост (те!), двухпролетные кабины штамповочного цеха (те !), а также необходимо построить Высотный механизированный склад и провести полную реконструкцию главного корпуса с установкой комплекса сооружений для покраски кабин и . Рамы и кузова для создания мощностей по производству новых рам и кузовов автомобилей.

Полноприводный самосвал КрАЗ-650321. Впервые он был представлен на выставке МИМС-93 на ВДНХ в Москве как модель 2Э650321, с экспериментальной площадкой объемом 12 м3 и кабиной с высокими потолками и прямоугольными фарами.

Удивительно, но в то же время производственное объединение «АвтоКрАЗ» вышло на запланированный выпуск автомобилей 11-й пятилетки (30 000 штук). Хотя на заседании комитета по науке и технологиям Минавтопрома Барановский, один из ведущих технических специалистов отрасли, заместитель директора НИИТавтопрома, недовольно пробормотал:

- План на 30 000 требует 15 000 рабочих, а у вас их 17 500!

Ему ответили:

— По проекту нам не хватает 25 автоматических линий!

Юрий Викторович оперирует данными конца 1970-х годов. В 1980 году число сотрудников компании превысило 18 000 и продолжает увеличиваться. Какой вывод? Завод достиг поставленных целей, но производственное оборудование у него отсталое, а производительность труда крайне низкая!

Более того, в 1982 году главный конструктор КрАЗа Владимир Владимирович Таболин даже защитил докторскую диссертацию по конструкции нового самосвала КрАЗ-6505. Речь идет об экономическом эффекте: экономия 7 065 500 руб. Производит 13 000 автомобилей в год.

Удивительно, но при этом завод все еще мечтает о проекте внедорожника. К тому времени эпоха «больших денег» в автопроме закончилась (Кременчугский автозавод ее с радостью пропустил). Поэтому автозавод искал заказчиков для своих проектов повсюду: в Мингазпроме СССР, в Министерстве лесной и деревообрабатывающей промышленности и даже.. в химическом заводе имени Сахи. 50-летие образования Советской Украины. Их «объединили» в Кременцуге по деловому соглашению с институтом НАМИ, заказчиками выступили Минлесхоз и Древпром. Прототип КрАЗ-6434, результат работы с 1974 по 1978 год, представлял собой сочлененный лесовоз с колесной формулой 8х8, полной массой 36 тонн, оснащенный силовым агрегатом ЯМЗ-8421 мощностью 420 л.с и. От тягача-транспортера МАЗ-7310 он отличается топливной экономичностью, хорошим ресурсом эксплуатации и пригодностью для эксплуатации на дорогах общего пользования (допускаемая габаритная ширина 2500 мм). В лесном массиве трактор с разобранным прицепом 4‑Р-28 (полная масса автопоезда — 72 тонны) может передвигаться с арочными шинами Я-750 размером 1300‑186 или даже пневмокатком размером 48х31.00.20, на дорогах общего пользования автопоезда переустанавливались на широкопрофильные шины КЯФ-33 размером 1350х550-533.

Продолжая выпускать старые самосвалы с фанерными кабинами, КрАЗ выступал и в качестве своеобразного экспериментального производства, проводя смелые эксперименты. Например, в рамках одной и той же темы Discovery можно создать идентичные автомобили 8х8, только один со сплошной рамой, а другой с шарнирно-сочлененной рамой. Чисто экспериментальная деятельность! Кого он возьмет? Кстати, примерно в то же время или чуть раньше по аналогичному пути пошли конструкторы американской компании Oshkosh, честь которых, видимо, не давала спокойно спать жителям Кременчуга. В целом вывод один: отказаться от шарнирно-сочлененной конструкции. А ведь сколько авторских свидетельств выдано инженерам за этот период!

Масштабы «открытия» этой чисто военной темы превзошли все предыдущие работы Минавтопрома. Это даже скрывает создание семьи Кхама. В рамках «Открытия» были изготовлены автомобили грузоподъемностью 10-18 тонн с колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х10 (активные автопоезда). Глубокая унификация объединяет их с автомобилями народного хозяйства, как полноприводными, так и с колесной формулой 6х4 и 8х4. Но для самых радикальных автомобилей, когда-либо построенных с учетом темы Discovery, дизайнеры шутят, что единственное, что объединяет их с народнохозяйственным Kratz, — это воздух в шинах. Похоже, это все! Еще немного, есть еще.. прорыв на народнохозяйственном фронте. После настойчивых уговоров клиентов альянса и «Автоэкспорта» КрАЗ впервые запустил в производство полноприводный самосвал. Все эти работы были выполнены в рамках «двенадцатой пятилетки», а производство может быть введено в эксплуатацию после 1990 года в рамках «13-й пятилетки.

КраЗ-Н12.2 имеет полную массу 21 тонну и оснащен двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 лошадиных сил и и собственная каркасно-щитовая кабина, созданная в 2006 году по проекту «Рамка». Дизайн разработан под руководством руководителя Бюро искусств и дизайна Александра Черепанова. Однако чаще Kraza с плоским верхом представляют собой такси, поставляемые MAN, Renault или даже Shaanxi Automobile. КрАЗ претендует на звание чемпиона по использованию разных такси. Однако в большую серию вошли только две модели: деревометаллическая (рекордная, с 1958 по 1993 годы) и цельнометаллическая «260».

13 – несчастливое число. 8 декабря 1991 года на правительственной охотничьей даче «Вискулы» в Беловежской пуще главы государств и высшие должностные лица Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств». ". Советский Союз прекратил свое существование, и большинство крупных проектов, финансируемых централизованно, закрылись.

Все автозаводы бывшего СССР переживали трудные времена. В Кременчуге производство автомобилей сократилось с 25 094 единиц в 1991 году до 816 единиц в 1999 году. Резкий (двукратный) спад произошел в 1993-1994 годах, главным образом, из-за прекращения деятельности Объединенных вооруженных сил СНГ. Отныне каждая из бывших республик Альянса сама выбирала себе оборудование, и Крац, производивший около половины продукции для «крупных заказчиков», почувствовал это на собственном опыте. Вот тут-то и сказался задел нереализованных проектов советского периода вкупе с энтузиазмом заводчан во главе с директором Сергеем Васильевичем Сазоновым. Помогало и то (как признавался Сергей Васильевич), что почти у каждого рабочего был свой огород, пусть и небольшой. Полтавская область, благодатная земля! Мы прокормили себя и не сбежали с завода.

В 2011 году я пришел на Кременчугский автозавод вместе с киностудией «Русские Крылья». Мы снимаем очередную серию замечательного киносериала «Машины на Советской земле: Есть некоторые басни». Энтузиазм кременчан, полных желания сделать свои заводы лучше, невольно передался и нам. Хотя когда-то этот завод выпускал 30 000 грузовиков в год, сейчас он производит всего 2-3 000 грузовиков! «Пора покататься на КраЗе!» — пошутил я. Действительно, каждая машина была практически вылизана. Однако, когда писали эпизод с выездом грузовика из мастерской, половина освещения автомобиля не работала!

Но изменения очевидны. Холдинг «АвтоКрАЗ» обзавелся собственным испытательным полигоном, наладил систему сбыта и по настоянию директора отреставрировал исторические КрАЗ-222Б «Днепр», КрАЗ-214, «лаптежник» КрАЗ-255Б и даже «Днепр» «Один из транспортные средства на борту. Тема Discovery» строго соответствует технической документации КрАЗ-7Э6316 «Сибирь». О его истории он издал замечательные книги! Их я тоже использовал в этой статье.

Поездка оставила неизгладимое впечатление. Хотя отголоски грозы уже можно уловить в это время. Минобороны РФ аннулировало заказ на шасси для ПВО и инженерных войск. Сам КрАЗ заявил о намерении отказаться от российских комплектующих. В преимущественно русскоязычном или суржикоязычном городе иногда можно услышать дискуссии о величии украинской нации. Мы видим, к чему это ведет. Никто не может сказать, куда это нас приведет.

источник

Автомобильная техника Изобретения История автомобилей Запчасти для двигателей Грузовики Квадроциклы Сделано в СССР Все, что вы хотите знать о ретро-автомобилях Модификации Kratz Длинный пост 12

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «лаптежника» до «Сибири»: почему украинский КрАЗ упустил свой шанс.