Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными

Первым автомобилем в моей стране, продажи которого достигли миллиона единиц, стал ГАЗ-51. 7 апреля 1948 года произошло незабываемое событие – Государственный автомобильный завод имени Молотова выпустил свой миллионный автомобиль. Инициативу автопроизводителя поддержали предприятия по всей стране.

Выбор миллионов людей – это отнюдь не прихоть партийных лидеров, а острая необходимость большой страны с огромной территорией. Миллионер ГАЗ-51, похоже, подвел черту в трудное время становления всей отрасли (автопрома). Все слышали об этом показателе «темпы роста». Производство новых автомобилей ГАЗ увеличилось почти на 64% в 1946 году и на 42% в 1947 году. К лету 1948 года завод достиг довоенного уровня.

ГАЗ-51 был удостоен Сталинской премии, а один из его прототипов грузовиков до сих пор имеет кабину, модифицированную «Студебекером». Слева направо: А.Д. Просвирнин, В.И. Борисов, Л.В. Косткин, А.М. Кригер и главный конструктор завода А.А. Липгарт, 1945 год

Интересная вещь, статистика! Посмотрите внимательно, и это может преподнести сюрпризы. Например, общепринято считать, что США лидировали в мировой автомобильной промышленности до середины 1970-х годов. Самые известные советские грузовики (за редким исключением) были построены в той или иной степени по американским стандартам. Для того же ГАЗ-51 кабина спроектирована на основе модели «Студебекер», а для ЗИЛ-130 — на базе кабин Dodge C3-TA8 и GMC Series 5000, подобных примеров немало. Нет ничего постыдного в том, чтобы учиться у лидеров.

7 апреля 1948 года с конвейера сошел миллионный автомобиль ГАЗ.

Однако в 1967 году Страна восходящего солнца обогнала США по производству грузовиков! На тот момент в США было произведено 1,539 миллиона грузовиков, а в Японии — 1,771 миллиона (хотя в эту цифру входят и автобусы, Япония производит около 13 000 в год).

Прототип ЗИЛ-130М с бездисковыми колесами, фото сделано в МГУ на Ленинском холме в 1961 году.

Конечно, эти результаты оставляют нас равнодушными. Хотя после визита Хрущева в США в сентябре 1959 года из толпы раздался комический крик: «Держитесь, коровы из Айовы!», лозунг звучал не лучше, чем лозунг «Спешите», выпущенный в 1930-е годы «Супер!». Еще хуже. Что ж, посмотрим.

Длиннобазный ЗИЛ-130Г, оснащенный дизельными двигателями Leyland O.400 или Perkins 6.345, является хорошей экспортной продукцией. Около 10% продукции продается за границу. Рекламный плакат создан давним заводским фотографом Борисом Алексеевичем Якушевым.

В том же 1967 году, когда США и Япония начали конкурировать, советская автомобильная промышленность произвела 437 350 грузовиков и обогнала Великобританию. Именно в этот период оборот Туманного Альбиона существенно упал – с 439 грузовиков до 400 тысяч, падение почти на 9%. По этому показателю СССР занимал третье место в мире по производству грузовых автомобилей (до начала 1970-х годов мы производили меньше автомобилей... Австралия). Это было одним из достижений семилетнего плана развития народного хозяйства, утвержденного в начале 1959 года (предыдущая шестая пятилетка не была реализована из-за разрыва между реальными возможностями экономики и заявленными высшими руководителями).

Государственные испытания 4-тонного ГАЗ-53А, 1963 год. Фото Николая Николаевича Добровольского.

Для полного описания ситуации следует отметить, что уже в 1959 году наша страна опережала США и Великобританию (включая Японию) по производству легковых автомобилей.

Страна нуждается в большом количестве грузовых автомобилей, поскольку они характеризуются низкой надежностью и имеют гораздо более быстрый срок службы, чем западные грузовики. Одним из достижений считается продление ресурса шасси ЗИЛ-130 до 350 000 километров до капитального ремонта в 1982 году, что на тот момент было лучшим показателем в отрасли. Когда-то 100 000 километров пробега ГАЗ-51 считались достижением. Причем, как говорится, хвосты и гривы наших грузовиков в ход: они перегружены и с нарушением правил эксплуатации. Машина сломалась также из-за халатного отношения водителя и механика к своим обязанностям – «Все вокруг было советское и, следовательно, не мое».

70 тысяч ГАЗ-53А было экспортировано в 36 стран мира. Грузовик собирали из автокомплектов на предприятии «Мадара» в городе Шумен (республика Норбербер, Беларусь). Фото: Федулов Олег Константинович, В/О «Автоэкспорт».

Советский Союз не принимал рейтинги (если только социалистическое соревнование не считалось формой рейтинга). А что, если мы попытаемся определить пять самых популярных моделей грузовиков в нашей стране? Учитывая вышеперечисленные факторы, этот тип транспортного средства также может претендовать на звание самого популярного грузовика в мире.

Чемпионом конечно же ГАЗ-51. Всего с июня 1946 года по 2 апреля 1975 года было выпущено 3 481 033 машины. Тем не менее неясно, нужно ли включать в его число 17 840 грузовиков FSC «Люблин-51», собранных по лицензии в Польше до июля 1959 года? Или их следует прибавить к этому числу - 51-я Люблинская дивизия фактически ничем не отличалась от дивизии Горького.

Назван 18 февраля 1974 года на Ульяновском автомобильном заводе. В.И.Ленин (некогда названный в честь И.В.Сталина) собрал миллионный автомобиль. Им стал УАЗ-452.

Опять же, сюда входят самосвалы ГАЗ-93 производства Одессы, Иркутска и Саранска? Цифры в названии разные, но значит ли это, что модель другая? Здесь любители точных расчетов столкнутся со всевозможной софистикой. Например, на заводе имени Лихачева свой знаменитый ЗИЛ-130 называют «серией двухосных тягачей-прицепов 4х2, состоящей из 5 модификаций с тремя различными колесными базами. Не только базовая модель 130 удерживает общий балл»; Имеется самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 с короткобазным шасси 130Д1. Но при этом цилиндр ЗИЛ-138 считается отдельным семейством со своими модификациями! Хотя единственное отличие от 130 – это газовое оборудование и газовый баллон.

Семейство УАЗ-452 «Хлеба» и «Головаса» критиковали за отсталый дизайн, но оно и сегодня популярно благодаря своей ремонтопригодности и неприхотливости.

Однако обратимся к официальной статистике завода, которая утверждает, что по состоянию на 30 декабря 1994 года в Москве насчитывалось 3 388 312 автомобилей ЗИЛ-130, 130-75, 130-80, 4314, 4315 и их модификации.

ЗИЛ-130 до сих пор многие считают лучшим грузовиком в стране, и если бы не другая знаменитая модель Горьковского автозавода, ГАЗ-53, он изящно занял бы второе место в нашем воображаемом рейтинг. По данным исследователя Николая Сергеевича Маркова, с 1961 по 1992 год было выпущено 3 444 651 единиц грузовиков этой серии, в том числе 108 365 автомобилей ГАЗ-53Ф, которые не оснащались цельноалюминиевыми двигателями V8, а оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем. Двигатель ГАЗ-51Ф с форкамерным факельным зажиганием, или просто форсированная серия БРДМ «Шестерка» ГАЗ-40.

ГАЗ-3302-210 «ГАЗель-Эконом», 2009 г.в. Пытаемся выпустить самую доступную модель после финансового кризиса 2008 года. В машине даже нет запаски. Производственная партия составляет 800 единиц.

У горьковской команды хорошие тренеры, если они будут уверены, то смогут занять 1 и 2 место в импровизированном турнире!

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Кроме того, даже производство в закрытом городе Свердловск-44 (Новоуральск) не может вывести ЗИЛ-130 на новый уровень. В 1971 году Уральский завод автодеталей (УЗАЗ) был спешно преобразован в УАМЗ (Уральский автомобильно-моторный завод). УАМЗ – это не просто читинский автосборочный завод: он оснащен самым современным оборудованием (эрфуртские прессы, сварочные роботы Kawasaki Unimate и т д.). Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 20 тысяч автомобилей и 50 тысяч двигателей в год.

ГАЗ-3302-288 «Газель Бизнес» продолжает оставаться в дефиците.

Уральский автомобильно-моторный завод начал выпуск ЗИЛ-157КД, затем 131-й «Зилки», а 16 сентября 1992 года с конвейера завода сошла 130-я. Производство 130 (точнее, 4314) автомобилей начало стремительно расти: 1711 штук, 5459 штук в год. Но тогда они столкнулись с общими проблемами - снижением платежеспособности потенциальных клиентов, гиперинфляцией и наплывом подержанных иностранных грузовиков. Завод был признан банкротом. Затем, в 2004 году, АМО ЗИЛ обвинило свое бывшее дочернее предприятие в производстве.. контрафактных грузовиков и незаконном использовании товарных знаков. Это разбирательство не дало никаких результатов, поскольку уральцам удалось доказать, что их продукция носит другую марку - АМУР («Автомобили и двигатели Урала»). Сколько 130-х (точнее 4314) было выпущено на заводе до 2010 года? Примерно 12500 штук. Они характеризовались гондолой и хвостовым оперением типа ЗИЛ-131, некоторые из них оснащались дизельными двигателями (однако сибирские заказчики отдавали предпочтение карбюраторным двигателям). Их даже пытались оснастить капсулами ЗИЛ-4331. Однако в 2010 году завод прекратил производство.

Общие показатели производства грузовых автомобилей в нашей стране не являются секретом. Однако макеты моделей всегда предназначены для официального использования. Враг еще не спит! Однако пример из доклада ЦРУ, подготовленного в августе 1985 года о деятельности Камского автомобильного гиганта, показывает, что в случае необходимости участвующие стороны получали исчерпывающую информацию. Оказывается, они хранили от себя еще больше секретов.

КамАЗ-5511 — самосвал из первого семейства комплекса Камского завода большегрузных автомобилей. Выпускается на заводе НЕФАЗ (Невтекамский автомобильный завод). Предприятие расположено не в Татарстане, а в Башкирии.

Они продолжаются и по сей день. Некоторые сложности возникают с четвертой строчкой гипотетического рейтинга. Эту позицию занимает линейка легких грузовиков и грузовых автомобилей Ульяновского автозавода. Сегодня она гордо известна как «Старая грузовая улица», как «Старая гвардия» Наполеона. Однако знаменитый ульяновский «хлеб» сегодня полностью оправдал себя. Что бы о ней ни говорили злобные критики. Но почему завод не удосужился приблизить количество выпущенных автомобилей к недавнему 65-летию «хлеба»?

Во-первых, первый "хлебный" УАЗ-450 и следующий "хлебный" УАЗ-452 - это разные модели! Они внешне похожи, но отличаются компоновкой, кузовом, рамой, силовой установкой, трансмиссией и мостами. Поэтому из расчета были исключены 55 319 УАЗ-450 выпуска с 1958 по 1965 годы.

Легендарный ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны стал одним из символов советской индустриализации, а само слово «грузовик» стало нарицательным.

Однако фургон «Хлеб» 452 и автомобильный «Головас» 452D имеют очевидные различия во внешнем виде и вполне могут считаться модификациями одной и той же модели. Точно так же, как серия УАЗ-451 с задневедущими колёсами – только индекс другой.

Понятно, что первый произвел 1 177 033 автомобиля с 1965 по 1 января 1996 года, а второй – 83 449 автомобилей с 12 декабря 1961 по 1982 год. Без суммирования с позицией 451, позиция 452 дала более миллиона, а серия была преобразована в четырехзначный индекс в 1985 году и производится до сих пор. Но точных данных о выпуске пока нет. В 2000-е годы завод выпускал в среднем 20 000 таких машин в год, раньше производство упало до 10 000 единиц и сейчас составляет не более 7 000. В 2023 году было продано 679 тысяч «хлебов». То есть за 27 лет – около 300 000 машин. Таким образом, общее количество может превысить 1,56 миллиона.

Конечно, УАЗ вряд ли войдет в тройку лидеров, но угроза потери четвертого места в рейтинге есть. Он снова родом из Нижнего Новгорода, где с 20 июля 1994 года выпускается серия легких коммерческих автомобилей «ГАЗель». 4 августа 2005 года был собран миллионный автомобиль. Кроме того, несмотря на появление серий «ГАЗель Некст» и «ГАЗель НН», спрос на улучшенную модель первого поколения «ГАЗель-Бизнес» остается стабильным. Он вышел на конвейер в 2010 году и за первые три года произвел 180 000 единиц. Судя по продажам в России, последние несколько лет эта модель конкурирует, что называется, на лоб с ульяновским семейством СГР. Так, в 2023 году всего было продано 6739 буханок хлеба и 6581 «газель предприятия». Завод публикует лишь общую статистику по производству газелей, поэтому об объемах газелевого бизнеса можно судить только исходя из российского рынка. Благо, эта модель в основном продается здесь. С 2010 года «ГАЗель-Бизнес» реализовала около 320 млн единиц».

По продолжительности производства (с 1966 по 1988 год) КрАЗ-256Б может конкурировать с другими, более распространенными моделями. Но в обращение он не поступил: даже стране наших размеров не нужно столько 12-тонных самосвалов. Всего выпущено 278 223 самосвала.

Видно, что общее количество автомобилей ГАЗ-3302 составляет около 1,5 миллиона. В рейтинге автомобилей с числом автомобилей более миллиона эта модель вполне может занять пятое место.

Увы, но такой отличный отечественный грузовик, как ЗИЛ-131, не вошел в пятерку «самых популярных Volkswagen» (на заводе имени Лихачева с 1966 по 1994 год было выпущено 998 429 штук, а с 1988 по 2002 год У АМЗ выпустил 51 614 единиц (из общего числа 1 050 043) автомобилей) завода «Автомобильный комплекс Камаз» первого поколения (по словам Александра Николаевича Чуконцева, директора музея КамАЗ) Чухонцев Николаевич), выпущено автомобилей: КамАЗ-5320 - 393 309 машин, КамАЗ-5511 - 342 623 машины, КамАЗ-5410 - 273 901 машина, всего 1 018 833 машины). Легендарные горьковские «универсалы» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ также не вошли в рейтинг. Научный сотрудник Дмитрий Андреевич Дашко рассказал, что заводы ГАЗ, КИМ, РАСП, УльЗиС с 1932 по 1951 год выпустили для сторонних фирм всего 873 811 "полуавтомобилей" и 46 911 "коммерческих шасси" - автомобилей с кабиной, но без кузова. Можно ли сюда добавить около 40 тысяч газогенераторов и газовых баллонов ГАЗ-42, ГАЗ-44 и ГАЗ-45, как предлагает Дашко? Напомню, завод имени Лихачева принял решение выделить из 130-цилиндровых в отдельную серию цилиндры ЗИЛ-138. Непонятно, имеем ли мы право, помимо обычных «полуторок», насчитывать еще 2000 грузовиков, оснащенных сменными колесными гусеницами ГАЗ-65? Амбиции грузовиков в рейтинге зависят от интерпретации этого случая.

В любом случае эти модели внесли значительный вклад в развитие национальной экономики и повышение обороноспособности нашей страны.

источник

Автомобильная техника Изобретения Запчасти для двигателей Хочу знать всё СССР Советские автомобили История Грузовики Внедорожники Ретро автомобили Бензиновые беспилотные автомобили Модификация ВАЗ Камаз Лонгпост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными.