Советские грузовики-миллионники: история самых массовых моделей

Первый советский миллионник

ГАЗ-51 стал первым отечественным автомобилем, выпуск которого перевалил за миллион экземпляров. Знаковое событие произошло 7 апреля 1948 года, когда с конвейера Горьковского автозавода сошел миллионный автомобиль. Этот успех стал результатом масштабной работы всего автопрома страны, восстановленного после войны. Рост производства был впечатляющим: в 1946 году он составил почти 64%, а в 1947 — 42%. К лету 1948 года завод не только достиг, но и превзошел довоенные показатели.

Американские корни и японский вызов

ГАЗ-51, удостоенный Сталинской премии, имел интересную особенность: его кабина была разработана на основе американского «Студебекера». Это не было исключением — многие известные советские грузовики создавались с оглядкой на американские стандарты. Например, кабина ЗИЛ-130 проектировалась с учетом решений Dodge и GMC. В те годы учиться у лидеров мировой автопромышленности считалось нормальной практикой.

Интересно, что в 1967 году Япония впервые обогнала США по производству грузовиков, выпустив 1,771 миллиона единиц против американских 1,539 миллиона. В этом же году СССР, произведя 437 350 грузовиков, вышел на третье место в мире, обойдя Великобританию. Это стало одним из достижений семилетнего плана развития народного хозяйства.

7 апреля 1948 года с конвейера сошел миллионный автомобиль ГАЗ.

Прототип ЗИЛ-130М с бездисковыми колесами, фото сделано в МГУ на Ленинском холме в 1961 году.

Особенности эксплуатации и надежность

Советские грузовики работали в тяжелых условиях, часто с перегрузом и с нарушениями правил эксплуатации. Их ресурс был меньше, чем у западных аналогов. Например, пробег ГАЗ-51 до капитального ремонта в 100 000 километров считался достижением. Лишь к 1982 году удалось довести ресурс шасси ЗИЛ-130 до 350 000 км — это был лучший показатель в отрасли. Надежность страдала не только из-за технологий, но и из-за отношения «все вокруг советское, а значит, ничье».

Государственные испытания 4-тонного ГАЗ-53А, 1963 год. Фото Николая Николаевича Добровольского.

Рейтинг самых массовых моделей

Если составить рейтинг самых популярных отечественных грузовиков, он будет выглядеть так:

1. ГАЗ-51 — абсолютный чемпион. С 1946 по 1975 год выпущено 3 481 033 машины. Сюда же можно добавить 17 840 польских «Люблин-51», собранных по лицензии, и самосвалы ГАЗ-93.

Назван 18 февраля 1974 года на Ульяновском автомобильном заводе. В.И.Ленин (некогда названный в честь И.В.Сталина) собрал миллионный автомобиль. Им стал УАЗ-452.

2. ЗИЛ-130 — многие считают его лучшим советским грузовиком. По официальным данным, к концу 1994 года выпущено 3 388 312 автомобилей этой серии и ее модификаций. Производство также велось на Уральском автомобильно-моторном заводе, где до 2010 года собрали еще около 12 500 машин под маркой АМУР.

3. ГАЗ-53 — занимает почетное третье место. С 1961 по 1992 год выпущено 3 444 651 единица, включая ранние модификации с рядными двигателями.

ГАЗ-3302-210 «ГАЗель-Эконом», 2009 г.в. Пытаемся выпустить самую доступную модель после финансового кризиса 2008 года. В машине даже нет запаски. Производственная партия составляет 800 единиц.

4. УАЗ-452 («Буханка») — легендарный ульяновский внедорожник. Точное количество выпущенных экземпляров подсчитать сложно, но с 1965 года только базовой модели 452 произведено более 1 177 033 штук. С учетом модификаций и современного производства общее число превышает 1,56 миллиона.

5. ГАЗель (ГАЗ-3302) — самый успешный коммерческий автомобиль постсоветской эпохи. С 1994 года выпущено около 1,5 миллиона единиц, включая модель «ГАЗель-Бизнес».

По продолжительности производства (с 1966 по 1988 год) КрАЗ-256Б может конкурировать с другими, более распространенными моделями. Но в обращение он не поступил: даже стране наших размеров не нужно столько 12-тонных самосвалов. Всего выпущено 278 223 самосвала.

Почтенная классика

В рейтинг не вошли, но заслуживают упоминания:
- ЗИЛ-131 (выпущено около 1 050 043 шт.)
- КамАЗы первого поколения (более 1 018 833 шт.)
- Легендарные «полуторки» ГАЗ-АА/ММ (около 920 722 шт. с учетом модификаций)

Эти автомобили стали не просто техникой, а символами эпохи, внеся неоценимый вклад в развитие экономики и обороноспособности страны.

источник

Автомобильная техника Изобретения Запчасти для двигателей Хочу знать всё СССР Советские автомобили История Грузовики Внедорожники Ретро автомобили Бензиновые беспилотные автомобили Модификация ВАЗ Камаз Лонгпост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными.