Первый советский миллионник

ГАЗ-51 стал первым отечественным автомобилем, выпуск которого перевалил за миллион экземпляров. Знаковое событие произошло 7 апреля 1948 года, когда с конвейера Горьковского автозавода сошел миллионный автомобиль. Этот успех стал результатом масштабной работы всего автопрома страны, восстановленного после войны. Рост производства был впечатляющим: в 1946 году он составил почти 64%, а в 1947 — 42%. К лету 1948 года завод не только достиг, но и превзошел довоенные показатели.
Американские корни и японский вызов

ГАЗ-51, удостоенный Сталинской премии, имел интересную особенность: его кабина была разработана на основе американского «Студебекера». Это не было исключением — многие известные советские грузовики создавались с оглядкой на американские стандарты. Например, кабина ЗИЛ-130 проектировалась с учетом решений Dodge и GMC. В те годы учиться у лидеров мировой автопромышленности считалось нормальной практикой.
Интересно, что в 1967 году Япония впервые обогнала США по производству грузовиков, выпустив 1,771 миллиона единиц против американских 1,539 миллиона. В этом же году СССР, произведя 437 350 грузовиков, вышел на третье место в мире, обойдя Великобританию. Это стало одним из достижений семилетнего плана развития народного хозяйства.

7 апреля 1948 года с конвейера сошел миллионный автомобиль ГАЗ.

Прототип ЗИЛ-130М с бездисковыми колесами, фото сделано в МГУ на Ленинском холме в 1961 году.
Особенности эксплуатации и надежность
Советские грузовики работали в тяжелых условиях, часто с перегрузом и с нарушениями правил эксплуатации. Их ресурс был меньше, чем у западных аналогов. Например, пробег ГАЗ-51 до капитального ремонта в 100 000 километров считался достижением. Лишь к 1982 году удалось довести ресурс шасси ЗИЛ-130 до 350 000 км — это был лучший показатель в отрасли. Надежность страдала не только из-за технологий, но и из-за отношения «все вокруг советское, а значит, ничье».

Государственные испытания 4-тонного ГАЗ-53А, 1963 год. Фото Николая Николаевича Добровольского.
Рейтинг самых массовых моделей
Если составить рейтинг самых популярных отечественных грузовиков, он будет выглядеть так:
1. ГАЗ-51 — абсолютный чемпион. С 1946 по 1975 год выпущено 3 481 033 машины. Сюда же можно добавить 17 840 польских «Люблин-51», собранных по лицензии, и самосвалы ГАЗ-93.

Назван 18 февраля 1974 года на Ульяновском автомобильном заводе. В.И.Ленин (некогда названный в честь И.В.Сталина) собрал миллионный автомобиль. Им стал УАЗ-452.
2. ЗИЛ-130 — многие считают его лучшим советским грузовиком. По официальным данным, к концу 1994 года выпущено 3 388 312 автомобилей этой серии и ее модификаций. Производство также велось на Уральском автомобильно-моторном заводе, где до 2010 года собрали еще около 12 500 машин под маркой АМУР.
3. ГАЗ-53 — занимает почетное третье место. С 1961 по 1992 год выпущено 3 444 651 единица, включая ранние модификации с рядными двигателями.

ГАЗ-3302-210 «ГАЗель-Эконом», 2009 г.в. Пытаемся выпустить самую доступную модель после финансового кризиса 2008 года. В машине даже нет запаски. Производственная партия составляет 800 единиц.
4. УАЗ-452 («Буханка») — легендарный ульяновский внедорожник. Точное количество выпущенных экземпляров подсчитать сложно, но с 1965 года только базовой модели 452 произведено более 1 177 033 штук. С учетом модификаций и современного производства общее число превышает 1,56 миллиона.
5. ГАЗель (ГАЗ-3302) — самый успешный коммерческий автомобиль постсоветской эпохи. С 1994 года выпущено около 1,5 миллиона единиц, включая модель «ГАЗель-Бизнес».

По продолжительности производства (с 1966 по 1988 год) КрАЗ-256Б может конкурировать с другими, более распространенными моделями. Но в обращение он не поступил: даже стране наших размеров не нужно столько 12-тонных самосвалов. Всего выпущено 278 223 самосвала.
Почтенная классика
В рейтинг не вошли, но заслуживают упоминания:
- ЗИЛ-131 (выпущено около 1 050 043 шт.)
- КамАЗы первого поколения (более 1 018 833 шт.)
- Легендарные «полуторки» ГАЗ-АА/ММ (около 920 722 шт. с учетом модификаций)
Эти автомобили стали не просто техникой, а символами эпохи, внеся неоценимый вклад в развитие экономики и обороноспособности страны.
источник
Автомобильная техника Изобретения Запчасти для двигателей Хочу знать всё СССР Советские автомобили История Грузовики Внедорожники Ретро автомобили Бензиновые беспилотные автомобили Модификация ВАЗ Камаз Лонгпост 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными.

