35 лет Honda NSX: Как японский выскочка переписал правила игры для суперкаров

Вызов итальянским легендам

В конце 80-х Ferrari Testarossa была иконой. Её дизайн, рёв 12-цилиндрового двигателя и слава, подкреплённая культовым сериалом «Полиция Майами», казались непоколебимыми. Однако всё изменилось, когда Honda, не имевшая никакого опыта в создании суперкаров, представила купе NSX. В начале 90-х на трассе Цукуба японское шоу Best Motoring устроило сравнение, результаты которого шокировали мир: Honda не просто сравнялась, а обошла итальянского кумира. В чём же был секрет этого японского чуда?

Немыслимая амбиция

К концу 1980-х Япония уже доказала миру свою технологическую мощь, освоив турбонаддув и создав спортивные автомобили на любой вкус. Однако ниша средне-моторных суперкаров оставалась неприкосновенной территорией европейских аристократов — Ferrari и Lamborghini. Сама мысль о том, что продукт массового производителя из Азии сможет конкурировать с этими легендами, казалась фантастической. Как суперкар с передовыми технологиями может продаваться в одном салоне с бюджетными хэтчбеками? Это выглядело почти смешно. Но Honda думала иначе.

Хонда

Рождение легенды: не романтика, а исследования

Как же появился NSX? Можно было бы представить драматичную историю с вдохновлённым боссом или пророческим сном инженера. Реальность была прозаичнее и основательнее. Всё началось в 1984 году в исследовательском отделе Honda, который экспериментировал с различными компоновками шасси. Компания, известная передним приводом, решила изучить потенциал среднемоторной схемы с приводом на задние колёса для улучшения баланса и управляемости.

Испытательные прототипы показали блестящие результаты, но для серийных гражданских моделей технология оказалась избыточной. Однако энтузиазм инженеров был так велик, что идея не умерла. Её решили развить в концепции настоящего спортивного автомобиля. Этому способствовали два фактора: внутренние мозговые штурмы и бесценный опыт, полученный Honda в гонках Формулы-1.

Концепт-кар Honda HP-X 1984 года от Pininfarina был образцом будущего со среднемоторным расположением двигателя. Двигатель — двухлитровый V6 C20A

«Создание спортивного автомобиля — мечта каждого инженера. Я думаю, компания хотела автомобиль, который мог бы стать мостом между серийными моделями и гонками формул. Такой, который способен стать новым лицом Honda. Кроме того, те, кто планирует создать Honda в США Люди из отдела Acura также много раз обращались к нам с подобными запросами», — вспоминает главный дизайнер Сигэру Уэхара.

Цель: не просто быть быстрым, а быть лучшим

Осенью 1985 года началась разработка проекта NS-X (New Sportscar eXperimental, позже переименованного в NSX). Осознавая отсутствие опыта и громкого имени, японцы подошли к задаче с невероятной тщательностью. Они задали себе фундаментальный вопрос: каким должен быть суперкар от Honda? Ответом стала сложная диаграмма, где по одной оси откладывались параметры мощности и веса, а по другой — управляемость и торможение. Целью было не просто попасть в круг конкурентов, а выйти за его пределы, приблизившись к характеристикам болидов Формулы-1, но при этом сохранив удобство для повседневной езды.

Это был баланс, которого в конце 80-х не предлагал никто: автомобиль, который был бы одновременно невероятно быстрым, идеально управляемым и комфортным. NSX должен был совершить революцию.

Технологический прорыв: алюминий и помощь Сенны

Первый прототип, созданный к середине 1986 года, стал мировой сенсацией благодаря полностью алюминиевому кузову — первому в мире для серийного автомобиля. Идея пришла инженерам во время поездок на скоростных поездах «Синкансэн», также сделанных из алюминия. Лёгкость материала была ключевой, так как Honda планировала оснастить NSX всеми атрибутами комфорта и безопасности: кондиционером, электростеклоподъёмниками, ABS и системой контроля тяги.

Несмотря на все усилия, в тонкой настройке шасси японским инженерам не хватало опыта. На помощь пришёл величайший гонщик эпохи — Айртон Сенна, пилот McLaren с двигателем Honda.

Обратите внимание: Обзор Honda Civic Type R .

Протестировав прототип, он отметил, что жёсткости кузова недостаточно для идеальной обратной связи. Чтобы решить эту проблему, команда отправилась на легендарную трассу Нюрбургринг. Восемь месяцев интенсивных испытаний и доработок позволили увеличить жёсткость кузова на 50%, найдя тот самый идеальный баланс между лёгкостью, прочностью, управляемостью и комфортом.

Триумф на Чикагском автосалоне

Дебют на Чикагском автосалоне 1989 года стал настоящим откровением. Низкий (всего 1170 мм) и стремительный силуэт, напоминающий истребитель F-16, скрывал передовые технологии. Сердцем автомобиля стал 3.0-литровый атмосферный V6 C30A мощностью 274 л.с. с системой VTEC, первыми в мире титановыми шатунами в серийном двигателе и красной зоной на тахометре с 8300 об/мин. Впервые на спортивном автомобиле был применён электроусилитель руля.

Журнал Car and Driver, сравнив NSX с Chevrolet Corvette ZR-1, Ferrari 348, Lotus Esprit Turbo и Porsche 911 Carrera 4, отдал победу японцу. Разгон до 100 км/ч занимал 5,2 секунды. Ключевым преимуществом была не просто скорость, а невероятная управляемость, предсказуемость и удобство, недоступные конкурентам. «Шасси не имеет вредных привычек», — писали тестеры, отмечая, что наслаждаться всеми возможностями NSX мог даже не самый опытный водитель.

NSX-T — версия с кузовом тарга

Эволюция: от комфорта до гоночного трека

Honda не остановилась на достигнутом. В 1997 году NSX получил 3.2-литровый двигатель мощностью 294 л.с. и 6-ступенчатую механическую коробку. Появилась облегчённая версия Type S. Но настоящей иконой стал NSX Type R (или NSX-R) — облегчённый на сотни килограммов, лишённый кондиционера, аудиосистемы и шумоизоляции, с переработанной подвеской для идеальной нейтральной управляемости на треке.

NSX Type S вызвал интерес не только у энтузиастов, но и у коллекционеров. С 1997 по 2001 год было выпущено всего 209 штук

NSX-R GT — это модифицированная версия того же источника для чемпионатов JGTC и Super GT. Одной из его особенностей является то, что за счет переосмысления аэродинамических принципов кузов стал на 180 мм длиннее и на 90 мм шире

В 2002 году пилот Мотохару Куросава на NSX-R установил на Нюрбургринге время 7 минут 56 секунд, что было на уровне Ferrari 360 Challenge Stradale. Это стало окончательным подтверждением величия японского суперкара.

Фиксированные фары вместо подъемных фар - особенность NSX с момента его модернизации в 2002 году

Наследие, которое изменило всё

Сегодня мир суперкаров ушёл далеко вперёд, и маловероятно, что Honda снова бросит вызов Ferrari в их же игре. Однако оригинальный NSX навсегда останется вехой в автомобильной истории. Он доказал, что суперкар может быть не только быстрым и экстремальным, но и надёжным, удобным и технологичным. Это была идеальная смесь японской прагматичности, гоночного опыта и безграничной страсти к инженерному совершенству. История Honda NSX — это история о том, как выскочка, благодаря уму и трудолюбию, поставил на место всех признанных мастеров.

источник

Автомобили История автомобилей Технологии Изобретения Двигатели Запчасти Honda Я хочу знать всё Модифицированные скоростные автомобили Длинные 90-е Статья 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 35 лет Honda NSX. История о суперкаре-выскочке, который поставил на место... да вообще-то всех.