
Горьковский автозавод подарил миру ГАЗ-13 «Чайка» — автомобиль, который стал одним из главных символов эпохи. Этот представительский седан олицетворял мощь и стабильность Советского Союза. Однако помимо стандартных машин, в истории «Чайки» есть множество удивительных и необычных модификаций, о которых знают далеко не все.
Рождение легенды в Горьком
С 1959 по 1981 год с конвейера сошло 3179 автомобилей ГАЗ-13. По объёму производства «Чайка» превзошла все советские аналоги своего класса, за исключением, пожалуй, предшественника — более доступного ГАЗ-12 ЗИМ. «Чайка» изначально создавалась для элиты.

Предсерийный двухцветный ГАЗ-13 «Чайка» на ВДНХ. Двухцветные автомобили серийно не производились и были большой редкостью.
Конструктивно «Чайка» унаследовала многое от американского Packard середины 1950-х годов. К 1970-м годам её дизайн, солидный и величественный, уже казался немного архаичным, «музейным». Но это не мешало машине оставаться транспортом для высших государственных чиновников, для которых современность форм была не в приоритете.

Заводской кабриолет ГАЗ-13Б — одна из самых эффектных модификаций.
Большинство выпущенных «Чаек» были седанами без перегородки между водителем и пассажирами. Лимузинов ГАЗ-13А с перегородкой изготовили очень мало, часто по спецзаказу Министерства обороны. Ещё более эксклюзивными были кабриолеты ГАЗ-13Б, которых выпустили около двух десятков. Их мягкий верх убирался автоматически с помощью электрогидравлического привода, как на американских моделях. Такие машины использовались для военных парадов и торжественных встреч высоких гостей.
Специальные версии: не только для чиновников
Официально других модификаций на ГАЗе не делали, но это не значит, что их не существовало вовсе. По советской иерархии, те, кто имел право на «Чайку», могли рассчитывать и на специальный транспорт, например, санитарный автомобиль.

Санитарная «Чайка» ГАЗ-13С производства Рижской автобусной фабрики (РАФ).
Задание на создание таких машин получил Рижский завод (РАФ). ГАЗ был рад передать этот хлопотный заказ Четвертому главному управлению Минздрава, обслуживавшему партийную верхушку. Рижане, имевшие опыт создания специализированных кузовов, справились с задачей. Стандартный седан переоборудовали в универсал ГАЗ-13С, причём запаска, как и на «скорых» на базе «Волги», размещалась в нише за левой задней дверью.

Кадр из фильма с автомобилем ОСАД-3 черниговского производства.
ГАЗ-13С выпускались мелкими сериями по спецзаказам. Всего их было сделано около двух десятков. Два автомобиля даже переоборудовали в катафалки для перевозки останков Хо Ши Мина в случае войны. Интересно, что во Вьетнам эти машины отправили с японскими кондиционерами.
Кинематографические и пожарные «Чайки»
Ещё одной редкой модификацией можно считать машины ОСАД, созданные на предприятии Министерства культуры в Чернигове. Несколько «Чаек» превратили в необычные минивэны и пикапы для нужд кинематографистов, которые ценили плавность хода советского лимузина. На некоторых версиях даже была специальная площадка перед радиаторной решёткой для оператора.

Московская пожарная «Чайка» — боевая машина дежурных частей.
Отдельная глава истории — ярко-красные пожарные «Чайки». Они служили командно-штабными машинами в пожарных частях Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В просторном салоне могла разместиться группа из пяти полностью экипированных пожарных. Эти быстрые автомобили первыми прибывали на место крупных пожаров для координации действий. Говорят, хотя бы одна такая машина сохранилась до наших дней.
Обратите внимание: Названы самые надежные автомобили 2020 года.
Загадочные гибриды и кустарные переделки

«Ослобык» — загадочный гибрид «Чайки» и ЗИМа.
История знает и более странные экземпляры. Например, «Чайка» со съёмной крышей в задней части — явно продукт какой-то ремонтной мастерской. Но главная загадка для коллекционеров — так называемый «ослобык». Это гибрид, где средняя часть от ГАЗ-13, а задняя — от ГАЗ-12 ЗИМ. Существует легенда, что такие машины делали на оборонных предприятиях для лиц, которым «Чайка» не полагалась по статусу, но которые очень её хотели. Более правдоподобная версия — гибриды собирали из машин, повреждённых в авариях.

Ещё один пример гибрида ГАЗ-13 и ГАЗ-12.
Не так давно похожий автомобиль — ГАЗ-13 с элементами кузова от ЗИМа — появился на сайте продаж, что может быть результатом послеаварийного ремонта.
«Чайки» за железным занавесом
Советские автомобили часто переделывали и в социалистических странах. «Чайка» не стала исключением.

Парадная «Чайка» производства ГДР с высокими боковинами кузова.
В Восточной Германии создали несколько уникальных машин. Например, построили четыре парадных автомобиля, похожих на пикапы с высокими боковинами. Два из них отправили в другие соцстраны. Также в ГДР изготовили четыре универсала, похожих на рижские, но не копии. Две машины имели огромные люки в крыше для съёмок фильмов, а одна была санитарной.

Санитарная «Чайка» из ГДР.
В Венгрии пошли ещё дальше, построив служебный вагон-салон на базе дизельного грузовика, но с кабиной от «Чайки», для железнодорожного начальства. Подобные вагоны на базе ЗИМа в СССР были, а вот «Чаечный» аналог, если и существовал, пока не найден.
источник
Автомобильная техника Изобретение Запчасти для двигателя Модификация История автомобиля Советский Союз Сделано в Советском Союзе Хотите знать все о ретро-автомобилях Газ-13 Чайка Нагаока 1Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13.
