ВАЗ-2104, в народе ласково прозванная «Четверкой», — настоящий автомобильный долгожитель. Её производство растянулось почти на три десятилетия, за которые с конвейера сошло около 1,14 миллиона экземпляров. Этот универсал завоевал любовь сначала в СССР, а затем и в России, став символом практичности и доступности. Но помимо серийных машин, существовало множество уникальных, порой полукустарных, а иногда и вовсе парадоксальных модификаций этой легенды.
Советская классика и её вариации
Появление ВАЗ-2104 в 1984 году стало значимым событием для советского автопрома. В то время выбор универсалов был невелик, и новая модель, созданная на базе современного по меркам тех лет ВАЗ-2105, выглядела свежо и элегантно. Она выгодно отличалась от своего предшественника, ВАЗ-2102, не только дизайном, но и технической начинкой. Если «двойка» оснащалась 64-сильным 1.2-литровым мотором, то «четверка» получила более мощный 69-сильный 1.3-литровый двигатель.
ВАЗ-2104 — громкая новинка советского автопрома 1984 года.
Вскоре линейка двигателей расширилась. Для экспорта в страны с особыми налоговыми правилами создали версию ВАЗ-21041 с менее мощным 64-сильным мотором. Для внутреннего рынка, наоборот, появилась более динамичная модификация ВАЗ-21043 с 77-сильным 1.5-литровым двигателем, которая со временем стала основной. Позже на свет появился ВАЗ-21047 с тем же 1.5-литровым мотором и элементами комфорта от «семёрки» — эта версия также была в основном ориентирована на зарубежного покупателя.
Поздний ВАЗ-21047 ижевской сборки с элементами от ВАЗ-2107.
Особняком в истории модели стоят дизельные версии. ВАЗ-21045 с атмосферным 1.5-литровым дизельным двигателем мощностью 53 л.с. выпускался в мизерных количествах из-за крайне низкого спроса. Однако дизель был далеко не самой экзотической переделкой этого автомобиля.
Зарубежные трансформации: от люксового оснащения до грузовиков
Голландская версия «Четверки» в кузове фургон.
От автомата до пикапа
Мог ли ВАЗ-2104 быть с автоматической коробкой передач? Как ни удивительно, да! Такие машины предлагались на канадском рынке во второй половине 1980-х, где они продавались под именем Lada Signet. Канадские «четверки» отличались стильными дисками, качественной резиной, декоративными накладками на кузов и часто — рейлингами на крыше. Автоматическая трансмиссия была одной из ключевых опций.
Обратите внимание: Названы самые надежные автомобили 2020 года.
Пикап ВАЗ-2104‑33 от предприятия «ВАЗИнтерсервис».
В Европе «четверки» особо не тюнинговали, ограничиваясь дисками и шинами. Однако практичность и дешевизна советского универсала вдохновили на создание на его базе грузовых версий. В России этим занялось тольяттинское предприятие «ВАЗИнтерсервис», которое с 1993 года начало выпускать пикапы ВАЗ-21043-33. Задняя часть кузова срезалась, боковые двери заваривались, а на их месте появлялся грузовой отсек с задним бортом.
Рекордсмены по длине: югославские и другие эксперименты
Один из вариантов югославской «Мамбы» на базе ВАЗ-2104.
Пожалуй, самые необычные модификации «четверки» рождались в Югославии на заводе Zastava. С 1989 по 1993 год здесь выпускали универсалы с существенно увеличенной колесной базой и задним свесом. Эти машины, часто с высокой крышей, использовались в основном как автомобили скорой помощи, но существовали и гражданские версии для перевозки крупногабаритных грузов.
Сербская версия машины скорой помощи на удлинённом шасси.
Венцом югославского творчества стал катафалк на базе ВАЗ-2104, который иногда получал даже передок от «семёрки» для солидности.
Югославский катафалк, созданный на базе ВАЗ-2104.
Идею удлиненных версий подхватили и в России. В конце 1990-х компания «Элекс Плюс» предлагала такси на базе «пятерки» и «семерки» с колесной базой 2800 мм, но широкого распространения они не получили.
Сербская удлиненная «четверка» гражданского назначения.
Кубинский колорит: такси-маршрутка
Причудливое кубинское такси, напоминающее маршрутку.
Апофеозом народного творчества можно считать кубинские переделки. Местные умельцы создавали шестидверные автомобили с удлиненной колесной базой и высокой крышей, которые использовались в качестве общественного транспорта. Хотя чаще за основу брали седан ВАЗ-2105, дух практичного универсала, родоначальником которого была «четверка», в этих творениях жил в полной мере.
источник
ТехникаИзобретенияАвтомобилиЛегковые автомобилиИсторияДвигателиСделано в СССРХотеть все знатьРетро автомобилиЗапчасти для ВАЗМодификацияДлинный пост 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Четверка» с плюсом: самые необычные версии самого популярного советского универсала.
