На обложке журнала «За рулём» за 1959 год художник Эдуард Молчанов изобразил знаковое, по мнению советской пропаганды, событие: 7 ноября 1924 года на Красной площади в Москве. В этот день, приуроченный к годовщине Октябрьской революции, было объявлено о начале промышленного выпуска автомобилей в СССР. Поводом послужил выход с Московского завода АМО десяти грузовиков АМО-Ф-15. Однако за этим торжественным фасадом скрывается сложная и во многом мифологизированная история.
Итальянские корни «первого советского» грузовика
Грузовик АМО-Ф-15 грузоподъёмностью 1,5 тонны был практически полной копией итальянского Fiat 15 ter — передовой для своего времени модели, созданной с учётом опыта колониальных войн и испытаний в России. Советская версия унаследовала многие инженерные решения оригинала: эффективную систему охлаждения с лопатками на маховике, карданную передачу и штампованные колёса. Таким образом, заявление о создании «первого советского автомобиля» было весьма условным, так как речь шла о лицензионном воспроизведении иностранной конструкции.
На исторической фотографии парада 7 ноября 1924 года видно, что только на одной из десяти машин было нанесено полное название «АМО-Ф-15». Это подчёркивает кустарный, почти штучный характер выпуска. Более того, иллюстратор Молчанов на обложке журнала допустил неточность, изобразив радиатор иной формы, который появился на этих грузовиках лишь год спустя.
Пропагандистский миф vs. производственные реалии
Советская пропаганда быстро создала вокруг этого события героический нарратив. Проводились юбилейные выставки, публиковались торжественные статьи. Однако факты свидетельствовали о другом. Как отмечалось в первом номере журнала «За рулём» в 1928 году, первая машина была собрана «подручными методами — без штамповок, шаблонов и приспособлений». Коленчатый вал, к примеру, выпиливали вручную из стальной плиты. Электропечь в литейном цехе при включении вызывала перебои в энергоснабжении всего района. Это сложно назвать полноценным промышленным производством.
Ещё в 1928 году автомобильные журналы признавали, что первой серьёзной попыткой наладить автомобильное производство в России был завод «Руссо-Балт» в Риге, выпустивший до 1915 года около 600 легковых автомобилей и небольшую партию грузовиков. Однако в сталинскую эпоху это наследие было предано забвению.
Сталинская мантра и переписывание истории
Ключевым моментом в закреплении мифа стала фраза Иосифа Сталина, произнесённая в 1933 году: «У нас не было автомобильной промышленности. Теперь она есть». Пропаганда умело связала это заявление с выпуском АМО-Ф-15 в 1924 году, создав упрощённую формулу: до революции промышленности не было, а после — появилась. Всё, что было до 1924 года, либо замалчивалось, либо очернялось.
К 1949 году, к 25-летию завода ЗиС, риторика стала откровенно лживой. В статьях писали, что до революции в России не было собственного автопроизводства, а завод АМО описывали как «три одноэтажных сарая без ровных крыш и полов». На самом деле, заводское здание, построенное братьями Рябушинскими, было современным сооружением, а запуску производства помешали объективные причины Первой мировой войны: срыв поставок оборудования, потопленные корабли, дефицит рабочих рук и политическая нестабильность.
Что было на самом деле до АМО-Ф-15?
До 1924 года завод АМО не простаивал. С 1919 года здесь шла сборка грузовиков «Белый-АМО» — гибридов на шасси американских трёхтонок «Уайт» с двигателями и агрегатами от Fiat. К 1924 году было выпущено 179 таких машин. Этот факт ставит под сомнение тезис о «первом» автомобиле, выпущенном в ноябре 1924 года. Более того, многие инженеры и рабочие для АМО были переведены с того самого рижского «Руссо-Балта», что обеспечило заводу ценные кадры.
История с АМО-Ф-15 — яркий пример того, как факты подгонялись под нужную идеологическую схему. Пропаганда создала удобный миф о «рождении индустрии из ничего», вычеркнув из истории дореволюционные достижения и преувеличив масштабы и значение кустарной сборки первых грузовиков. Этот миф десятилетиями определял официальную историю советского автопрома, оставляя в тени реальные, куда более сложные истоки отечественного автомобилестроения.
Для более глубокого погружения в тему автор рекомендует обратиться к художественно-документальным книгам Евгения Добровольского, который подробно, хотя и в рамках дозволенного, описал историю завода АМО-ЗиС-ЗиЛ.
источник
Изобретение автомобильного оборудования Двигатели Я хочу знать все о Советском Союзе Ретро-автомобили советского производства История автомобилей Запчасти Грузовики Длинный пост 21Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Фальшивый юбилей отечественного автопрома: о чем врала советская пропаганда.

