В советское время, несмотря на декларируемое равенство, доступ к иномаркам был привилегией партийной элиты и некоторых деятелей культуры. Однако среди знаменитостей находились и те, кто сознательно отдавал предпочтение отечественным автомобилям. Ярким примером такого выбора стал легендарный актер и клоун Юрий Владимирович Никулин.

Пешеход по убеждению
Интересно, что Юрий Никулин долгое время принципиально не имел машины, считая себя убежденным пешеходом. Он полагал, что личный автомобиль лишает человека простых радостей: неторопливых прогулок, возможности слышать пение птиц и детский смех. Изменить свою позицию актера заставила только профессиональная необходимость.

Учеба для роли
Водить автомобиль Никулин начал учиться уже в зрелом возрасте, готовясь к съемкам в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Режиссер, зная, что у актера нет опыта, предоставил ему персонального инструктора. Учеба давалась нелегко: в первый же день на «Волге» Никулин едва не сбил дворника, повредив лишь его лопату. Несмотря на трудности, он освоил управление и получил права.

Любопытный случай произошел уже после получения удостоверения. Впервые выехав один на Ленинский проспект, Никулин разогнался до 120 км/ч и был остановлен инспектором ГАИ. Тот, узнав актера, пошутил: «В кино вы лихо гоняли самогон!». Никулин вину признал и спокойно оплатил штраф, после чего всегда строго соблюдал правила.

Первая собственная машина: универсал ГАЗ-22
Хотя роль Деточкина в итоге досталась Иннокентию Смоктуновскому, необходимость в автомобиле у Никулина осталась. Его первым личным авто стал редкий для частного владения универсал ГАЗ-22 «Волга». Такие машины выпускались мелкими сериями для госучреждений. Один из универсалов служил в цирке, где работал актер. Оценив его вместительный багажник, идеальный для перевозки реквизита, Никулин занял деньги и выкупил автомобиль у цирка за 6200 рублей.

Машина с узнаваемым номером «80-60 МОТ» нередко привлекала внимание. Инспекторы часто останавливали ее, чтобы попросить автограф, а однажды автомобиль даже пытались угнать. К счастью, Никулин заранее установил импортное противоугонное устройство на рулевую колонку. Кроме того, «Волга» получила ряд доработок: противотуманные фары, «клыки» на бампере, вишневые чехлы на сиденья (привезенные из США), а заводской серый цвет кузова был перекрашен в черный.

Этот автомобиль с 75-сильным двигателем служил актеру верой и правдой до 1972 года, после чего он подарил его своему сыну на день рождения.

«Несчастливая» «Волга» ГАЗ-24
Следующим автомобилем Никулина стала новая «Волга» ГАЗ-24, которую он лично поехал забирать в Горький (ныне Нижний Новгород). Проблемы начались сразу: по дороге в Москву обнаружились течи масла и антифриза. При регистрации машине достался номер «00-13 МО». Несмотря на суеверия окружающих, актер не побоялся числа 13, заявив, что оно ему нравится.

Однако автомобиль и вправду оказался неудачным. За первый год Никулин попал в четыре аварии, дважды машину били на парковке, дважды пытались угнать и один раз обокрали. В 1982 году эту «Волгу» угнали окончательно, и она так и не была найдена.

Практичный выбор и подарок к юбилею
Оставшись без колес, прагматичный Никулин, любивший универсалы, купил подержанный ВАЗ-2102, который вскоре также передал сыну.

В поздние годы актер редко садился за руль, предпочитая служебный автомобиль. К 75-летнему юбилею руководство московской ГАИ подарило ему отреставрированный Mercedes-Benz W126 с персональным номером «НИКУЛИН 75».
Единственная иномарка: Volkswagen Beetle
Фактически единственной настоящей иномаркой в собственности Никулина стал Volkswagen Beetle, известный как «Жук». Темно-зеленый автомобиль был подарен актеру в 1988 году финской строительной компанией «Polar» после завершения работ по возведению нового здания цирка на Цветном бульваре. Несмотря на обаяние машины, Никулин использовал ее нечасто, в основном для эффектных выездов.

Легенда и памятник
Многие поклонники ошибочно полагают, что спортивный Adler Trumpf, на котором герои «Кавказской пленницы» преследовали Нину, принадлежал актеру. Однако, судя по всему, это не так. Прагматичный и осторожный Никулин вряд ли стал бы рисковать, гоняя по горным дорогам на редком родстере без верха. Тем не менее, именно этот яркий кинематографический образ запечатлен в памятнике Юрию Владимировичу на Цветном бульваре.


История автомобилей Юрия Никулина — это история не показной роскоши, а практичности, верности отечественному автопрому и, конечно, удивительных случаев, которые сопровождали великого артиста на жизненном пути.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобили Юрия Никулина.

