Mercedes Auto 2000: Как нефтяной кризис 1970-х породил прототипы будущего

Нефтяное эмбарго, введенное арабскими странами в 1973 году, стало поворотным моментом для мировой экономики и автопрома. Резкий рост цен на топливо, спровоцированный политическими событиями, заставил инженеров искать принципиально новые пути развития автомобилестроения, ориентированные на экономичность.

К началу 1980-х годов стоимость нефти выросла десятикратно, что побудило власти Западной Германии к активным действиям. Федеральное министерство исследований и технологий разработало программу по стимулированию создания автомобилей с кардинально улучшенной топливной эффективностью.

Вызов времени: государственные требования к автомобилям

В 1980 году министерство сформулировало четкие технические задания для автопроизводителей. Для машин массой до 1700 кг целевой расход топлива был установлен на уровне 9,5 литров на 100 км, а для более тяжелых моделей — менее 11 литров. Эти цифры казались амбициозными для того времени.

Чтобы проекты были жизнеспособными, а не просто экспериментами, правительство ввело дополнительные критерии. Будущие автомобили должны были сохранять практичность: комфортно перевозить четырех пассажиров с багажом, не уступать серийным моделям в размерах, динамике и надежности. Это исключало возможность создания ультралегких, но непрактичных концептов.

Три пути к одной цели: прототипы Mercedes Auto 2000

Ответом Mercedes-Benz на вызов времени стала презентация на Франкфуртском автосалоне 1981 года проекта Auto 2000. Интересно, что это был не один автомобиль, а целое семейство из трех прототипов, каждый из которых исследовал уникальную технологию для снижения расхода топлива, но в едином футуристичном кузове.

Первый прототип: бензиновый V8 с системой отключения цилиндров. Его 3,8-литровый двигатель мог отключать часть цилиндров при небольшой нагрузке для экономии топлива. Хотя сама идея была известна с начала XX века, ее надежная реализация оставалась сложной инженерной задачей, что позже подтвердил неудачный опыт Cadillac с аналогичной системой.

Второй прототип: дизель с двумя турбинами. Этот автомобиль оснащался 3,3-литровым дизельным двигателем с двойным турбонаддувом, который, вероятно, был рядным, а не V-образным. Он выдавал 150 л.с. и разгонял машину до 150 км/ч, демонстрируя при этом выдающуюся для своего класса экономичность — всего 7,5 л на 100 км при крейсерской скорости 120 км/ч.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Третий прототип: газотурбинная силовая установка. Самый смелый эксперимент. Газовые турбины сулили высокий КПД, малый вес и мощный крутящий момент, но их главным недостатком была запредельная стоимость производства, что ранее уже остановило подобные проекты, например, у Chrysler.

Все три версии объединяла платформа от флагманского седана S-класса (W126), доработанная для лучшей аэродинамики. За счет низкого клиренса, специальных обтекаемых колес, спойлера и других решений инженерам удалось достичь исключительно низкого коэффициента аэродинамического сопротивления — 0,28.

Наследие проекта: что из идей Auto 2000 воплотилось в жизнь

Хотя сам Auto 2000 в серию не пошел, он стал настоящей лабораторией идей для будущих моделей Mercedes. Аэродинамические решения и дизайнерские находки позже нашли отражение в S-классе W140. Система отключения цилиндров дебютировала на S-классе W220 в 1990-х, а дизельные двигатели с двойным турбонаддувом стали массовыми у марки лишь в конце 2000-х годов.

Помимо силовых агрегатов, на прототипах тестировались инновации для своего времени: цифровые приборные панели, ранние версии навигационных систем и новые конструкции ремней безопасности. Любопытно, что в аналогичной государственной программе участвовал и Volkswagen со своим концептом Auto 2000, что показывает масштаб общих усилий немецкой промышленности.

Проект Mercedes Auto 2000 наглядно показал, как глобальный кризис может стать катализатором для технологического прорыва, закладывая фундамент для автомобилей следующих десятилетий.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 1981 Mercedes Auto 2000 - автомобиль будущего.