История проекта «Автокам» — это классический пример хаотичных и амбициозных, но плохо продуманных начинаний эпохи 90-х. Количество компаний, вовлеченных в эту авантюру, и даже разнообразие названий, данных автомобилю, сопоставимо с мизерным количеством машин, которые удалось выпустить. С самого начала перспективы проекта выглядели более чем сомнительными.
Британская мечта с сомнительными корнями
В 1990 году, в духе новых предпринимательских возможностей, Советская аэрокосмическая ассоциация из Набережных Челнов решила выйти на международный уровень. Её партнёром стала малоизвестная даже в самой Британии компания FSV International. Историки автомобильной промышленности до сих пор гадают, как нашли именно эту фирму. Её главным и, по сути, единственным активом были права на производство простого комплектного автомобиля Rickman Ranger.
Базовый British Ranger с оцинкованной рамой и кузовом из стекловолокна
Rickman Ranger был типичным «кит-каром» (car kit) — набором для самостоятельной сборки, популярным среди энтузиастов. Его конструкция была примитивной: кузов из стекловолокна устанавливался на простую раму. В качестве донора агрегатов использовался Ford Escort Mk2.
Ranger в версии кабриолета
Автомобиль, внешне напоминавший внедорожник, был исключительно заднеприводным. Помимо базовой версии, существовали модификации: кабриолет, пикап и даже удлинённый универсал Space Ranger с тремя рядами сидений. Именно эта простота и вариативность, видимо, и привлекла советских предпринимателей, объединивших под эгидой ассоциации предприятия из Татарстана, Ивановской области и даже Магадана.
Удлинённая версия Space Ranger
Рейнджер получает имя «Автокам»
В России планировали наладить выпуск автомобилей с двигателями 1.8 и 2.0 литра. Производство решили запустить сразу на двух площадках: на химическом заводе в Менделеевске (Татарстан) и на предприятии «Теза» в Шуе (Ивановская область). Официальный старт был дан в 1991 году.
Дом на колёсах Camper Ranger, собранный в Татарстане
Планы были грандиозными: к 1993 году выйти на выпуск 20 тысяч автомобилей в год, причём 70% из них планировалось экспортировать обратно в Великобританию, рассчитывая на дешёвую рабочую силу. Вопрос о том, нужен ли такой специфичный автомобиль вообще кому-либо, оставался без ответа.
Авантюра в рамках авантюры
Далее последовал криминальный сюжет. Ассоциация «Автокам» оплатила британцам 1000 комплектов. Было получено лишь 50, из которых собрали 48 машин. После этого поставки прекратились. Разразился скандал, дошло до суда в Великобритании, но ни оставшиеся комплекты, ни деньги за них в Россию не вернулись.
Обратите внимание: ВАЗ-21099 С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМ. ПРОЕКТ «ВИКТОРИЯ»: ЧЕМ ОН ЗАПОМНИЛСЯ?.
Казалось бы, на этом проекту должен был прийти конец, но история только набирала обороты.
Варианты, разработанные НАМИ, и бытовые установки
Множество имён и попыток
Вместо закрытия проекта число желающих его реанимировать только росло. Компания «Теза» попыталась самостоятельно создать полноприводную версию на агрегатах ВАЗ-21213 («Нива»), но безуспешно.
Тем временем, за дело взялся НАМИ, предложив полностью отечественную версию автомобиля. Машина, получившая индекс «Автокам-2160», лишилась британских компонентов. Вместо двигателей Ford на неё стали устанавливать моторы УЗАМ-412 от «Москвича», а подвеску и другие узлы также заменили на отечественные.
«Автокам-2160» собирают на Менделеевском заводе
Новая жизнь под именем «Велта»
Эстафету производства «Автокама-2160» перехватила пермская компания «Велта». Автомобиль стал ещё более «советским»: двигатели планировались уфимские, коробка передач — от «Москвича», задний мост — от ИЖ-2126, а рулевая колонка и приборы — от «Оки».
Полноприводный прототип «Велта-21631»
Сборка началась в Перми в 1993 году, но из-за проблем с производством кузовов её перенесли в Нижний Тагил. Появились даже полноприводные прототипы «Велта-2163» и удлинённая «Велта-21631», но дальше опытных образцов дело не пошло.
Автокам-2160 последней версии производства «Пермавто»
Тихий закат проекта
Производство «Автокамов» в различных модификациях и под разными именами (в Менделеевске, Шуе, Перми) продолжалось до конца 90-х, но носило, по сути, штучный характер. Всего было выпущено, по разным оценкам, около 80-100 автомобилей. К 1999 году стало окончательно ясно, что эпоха подобных полукустарных проектов прошла. Российский рынок наполнился более современными и качественными иномарками, а странный гибрид британского «кит-кара» и советских агрегатов никому не был нужен.
Проект «Автокам» стал ярким памятником эпохи 90-х — времени грандиозных амбиций, наивных расчётов, предпринимательской смелости и частых провалов. Это история о том, как попытка сделать «свой» автомобиль утонула в хаосе переходного периода, оставив после себя лишь несколько десятков редких машин и массу курьёзных воспоминаний.
источник
Автомобильные изобретения Технологии История советских автомобилей Ретро-автомобили Я хочу знать все Двигатель Длинная статья 5Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Проект «Автокам»: как началась и чем закончилась одна из автомобильных авантюр 90х.


