Секретные проекты АвтоВАЗа: как меняли «Жигули» и почему эти версии не стали серийными

История обновления легендарных «Жигулей» ВАЗ-2101 давно перестала быть тайной. Сегодня мы можем оценить, насколько радикальными были предложенные изменения и почему они так и не дошли до конвейера.

Секретность как норма

Вспоминая роман Артура Хейли «Колеса», посвященный автомобильной индустрии, автор статьи проводит параллель с советской реальностью. Хейли прославлял труд инженеров и рабочих, вникая в тонкости производства — подход, нехарактерный для советской творческой элиты того времени. Но одна фраза из романа особенно точно описывала обстановку в СССР: «Государственные тайны и атомные секреты охраняются порой не так строго, как эскизы деталей будущих машин».

Один из экспериментальных вариантов ВАЗ-2101 с прямоугольными фарами, созданный в условиях тесного выставочного центра.

Рождение стиля в Тольятти

В конце 1969 года, когда производство ВАЗ-2101 только начиналось, в Тольятти уже задумывались о будущем. Молодые дизайнеры в помещении на улице Белорусской лепили из пластилина полноразмерные модели. В 1970 году главным конструктором стал Марк Демидовцев, известный по автобусу ПАЗ-«Турист». Под его руководством Стиль-центр переехал в Здание Вспомогательных мастерских (ВЦ), где началась работа не только над переднеприводным ВАЗ-1101 и полноприводным ВАЗ-2121 («Нива»), но и над модернизацией только что запущенной «копейки» — ВАЗ-2101.

Предложение по обновлению ВАЗ-2101 с прямоугольными фарами завода ФЭР. Вариант конструктора В.И. Пашко, 1971 год.

Альтернативный вариант модернизации с прямоугольными фарами от конструктора В.А. Антипина, 1971 год.

Зачем менять новое?

Для обычного советского человека идея модернизировать только что освоенный автомобиль казалась абсурдной. Однако в автомобильной промышленности цикл от идеи до серийного выпуска занимает 3–5 лет. Это означало, что если начать работу над новой моделью в 1970-м, в производство она пойдет лишь к 1973-му. Поэтому, несмотря на успех ВАЗ-2101, конструкторы не сидели сложа руки: менялись международные стандарты (правила ЕЭК ООН), менялась мода, и нужно было соответствовать.

ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 — модификации, разработанные в начале 1972 года.

Единственный в мире универсал на базе ВАЗ-2103. Итальянцы предлагали эту модель, но для советского рынка выбрали более простой и дешевый ВАЗ-2102.

Творчество в рамках ограничений

Конструктор Владислав Пашко отмечал, что модернизировать существующую модель зачастую сложнее, чем создать новую с нуля: «Существует множество ограничений, которые связывают руки конструкторам». Работа над ВАЗ-21011 велась в жестких рамках: нельзя было менять основные кузовные панели. Дизайнеры буквально наклеивали бумажные макеты новых решеток и фар на серийные автомобили, чтобы оценить внешний вид.

Один из вариантов обновленного экстерьера «Жигулей» по проекту В.А. Антипина, 1974 год.

Салон модернизированной модели соответствовал новым нормам безопасности: мягкая торпеда, травмобезопасное зеркало, подвесная педаль акселератора.

«Греческий зал» и секретность

Марк Демидовцев добился создания полноценного дизайн-центра — знаменитого «Греческого зала», стены которого по его настоянию были отделаны мрамором. Название родилось из миниатюры Жванецкого «В греческом зале...». Работа здесь велась в условиях строжайшей секретности, охраняемой вооруженной охраной.

Главный конструктор АвтоВАЗа Марк Демидовцев (1929–2011).

План здания Стиль-центра. Комната с двумя вертушками — тот самый «Греческий зал».

Что вошло в серию, а что — нет

Работа над ВАЗ-21011 завершилась в апреле 1972 года. В серию пошел далеко не самый смелый вариант: многие предложения Антипина были отвергнуты. Серийная «одиннадцатая» отличалась от «копейки» бампером без «клыков», иной решеткой радиатора, измененной передней панелью, другими зеркалами и интерьером. Технические изменения касались в основном двигателя. Универсал ВАЗ-21021 (модернизированный ВАЗ-2102) в серию так и не пошел — решили, что советскому потребителю хватит и базовой модели.

Один из нереализованных вариантов ВАЗ-21011, созданный в «Греческом зале» В.А. Антипиным в 1974 году.

Вид сзади на экспериментальную модель. Обратите внимание на расположение фонаря заднего хода.

Обратите внимание: Классика будущего: Ford Raptor.

От «пятерки» к «шестерке»: дизайн вопреки экономии

К середине 1970-х вновь встал вопрос о радикальном обновлении «классики». Сначала пытались менять только передок и задок, но результат не впечатлил. Тогда решили сохранить лишь самые дорогие штампы — пол, крышу и лобовое стекло. По этому пути уже пошел Fiat, выпустив модель 131 Mirafiori. ВАЗовские дизайнеры создали несколько макетов, и вариант Владимира Степанова в итоге стал серийным ВАЗ-2105.

Это не «шестерка», а экспериментальный ВАЗ-2103 С. Интересная деталь — задние фонари со встроенной подсветкой номерного знака (проект В.Э. Степанова). Передок будущей «шестерки» разработал В.А. Антипин.

Конструкторам ставили жесткие экономические условия. Например, при проектировании ВАЗ-2106 требовалось сократить использование дорогого цинкового сплава в отделке. Это привело к появлению пластикового «стакана» фары. Как ни парадоксально, эта вынужденная экономия пошла на пользу дизайну: «Жигули» с круглыми фарами выглядели честно и органично, в отличие от некоторых европейских аналогов с прямоугольными фарами, которые смотрелись как «макияж на пожилой даме».

Судьбу новой модели в СССР часто решало слово высокого гостя из Москвы. На фото: генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков (второй слева) с конструкторами. 1975 год.

Самые смелые эксперименты

Среди множества проектов были и радикальные. Например, модель ВАЗ-2101-80 («олимпийская» версия к 1980 году) от Владислава Пашко, а также уникальный ВАЗ-2106 «Шесть-тридцать» с отделкой от «семерки», построенный практически по личному заказу. Ходили слухи, что этот автомобиль предназначался племяннику Брежнева, хотя у генсека племянника не было. Возможно, машину готовили к 50-летию его дочери Галины.

Радикальный проект обновления ВАЗ-2101 под названием «ВАЗ-2101-80». Пластилиновый макет.

Правая сторона макета ВАЗ-2101-80 выполнена в виде «трёхдверки» — так экономят место в дизайн-студиях.

Признание классики

История показала, что многие попытки кардинально «осовременить» удачную классическую модель лишь портили исходный замысел. Это подтвердили и более поздние попытки переработки ВАЗ-2105/2107 в годы перестройки. Успех «Жигулей» на рынке определялся не сиюминутной модой, а надежностью, ценой и честным, выверенным дизайном, который оказался на удивление долговечным.

источник

технологии изобретения автомобилей История автомобилей СССР Советское производство ВТОВАЗ Двигатель ретро-автомобиля Хочу все знать Длинная статья 5

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию.