Как мы уже рассказывали ранее, гонки на скорость — это не всегда про современные автомобили. Практически с момента своего появления самоходные повозки, предшественники машин, стали объектом испытаний на прочность и скорость. Эти состязания были не просто развлечением, а мощным инструментом рекламы и демонстрации инженерного гения, особенно на фоне скромных возможностей технологических выставок того времени. Первые же подобные мероприятия были полны драматизма и представляли огромный риск для смельчаков, решившихся в них участвовать.
Эра пара: от прототипов до законодательных ограничений
Автомобиль в привычном нам виде появился не сразу. Его далеким предком считается «Автомобиль Кюньо», представленный французским изобретателем Николя Жозефом Кюньо в 1769 году. Это был громоздкий трехколесный экипаж для перевозки артиллерии, приводимый в движение паровым двигателем внешнего сгорания. Несмотря на несовершенство (машина была медленной, дымной и пугала лошадей), это устройство по праву можно считать прародителем всех автономных транспортных средств. Интересно, что Кюньо также вошел в историю как участник первой в мире аварии с участием самоходного экипажа, врезавшись в стену в 1771 году.

К середине XIX века паровые кареты стали более распространенными, что породило первые в истории правила дорожного движения. В Великобритании, например, для них были введены строгие ограничения: скорость в городе не более 3 км/ч, обязательное наличие человека с красным флагом в 55 метрах впереди для предупреждения других участников движения, а также запрет на использование свистков, чтобы не пугать лошадей. Управление таким транспортом было целым ритуалом: «водитель» рулил, а «кочегар» поддерживал огонь и давление пара. Это зрелище стало прообразом эстетики стимпанка.

Первый же автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Benz Patent-Motorwagen, был создан лишь в 1886 году. Поэтому, говоря о самых ранних автогонках, мы переносимся в 1878 год, к событию, известному как «Великие гонки» в США.
Висконсинский вызов: 10 000 долларов за замену лошади
В 1875 году Законодательное собрание штата Висконсин, желая стимулировать прогресс в сельском хозяйстве, пообещало премию в 10 000 долларов тому, кто создаст практичную механическую замену лошади. После двух лет бюрократических проволочек условия уточнили: паровой экипаж должен был за 10 дней преодолеть 200 миль (около 322 км) со средней скоростью не менее 5 миль в час, вспахать поле и буксировать груженый прицеп, имея при этом и переднюю, и заднюю передачи.

На старт в Грин-Бее 16 июля 1878 года вышли шесть заявленных экипажей, названных в честь городов-производителей. Однако до финиша своим ходом добрались лишь два: «Ошкош» и «Грин Бэй». Остальные либо сломались по дороге, либо не были достроены.
Два соперника: изящество против грубой силы
Соперники были полными противоположностями. «Ошкош» — продукт слаженной работы команды из шести инженеров и предпринимателей. Их творение весом в 2,5 тонны с 12-сильным двигателем выглядело относительно изящно и было построено всего за 60 дней. Местная пресса и публика болели именно за эту команду.

«Грин Бэй» же был одиночным проектом изобретателя Эдварда Коулза. Эта махина весом более 6 тонн, напоминавшая бронированный паровоз на деревянных колесах, управлялась наемной командой и славилась непредсказуемым поведением и частыми поломками.

Эпическое противостояние на дорогах Висконсина
Гонка стала суровым испытанием. Экипажам приходилось тащить груженые прицепы, веревки которых постоянно рвались. На подъемах мощности не хватало, и пассажирам приходилось идти пешком. Кульминацией стал момент, когда обгонявший «Грин Бэй» «Ошкош» зацепил своим прицепом мягкий грунт и сбросил груз в кювет, что привело к долгой задержке.
Несмотря на это, «Ошкош» финишировал первым поздно вечером 23 июля, преодолев 201 милю за 33 часа 27 минут со средней скоростью около 10 км/ч.
Спорная победа и наследие гонки
Однако история с призом получила неожиданный поворот. Жюри, признав победу «Ошкоша», предложило разделить деньги с командой «Грин Бэй». После долгих споров команда-победитель получила лишь 5 000 долларов, а «Грин Бэй» — утешительные 1 000. Куда исчезли остальные 4 000, осталось загадкой.
Тем не менее, гонка достигла своей цели: она громко заявила о потенциале самоходных экипажей. В последующие годы создатели «Ошкоша» продали несколько десятков своих паровых двигателей. Это соревнование, прошедшее за восемь лет до изобретения автомобиля Бенца, по праву можно считать первой в мире автогонкой, которая заложила основы будущей автомобильной культуры.
Обратите внимание: Втулка стартера Accent/Elantra/Getz/Sonata /Santa Fe/Tucson/Matrix/Rio/Cerat o/Sorento/Sportage/Optima 3611211140.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Бодрый старт: как проходила первая в мире автогонка.
