Первые монстр-траки Америки: как появились бигфуты и почему они так называются

На рубеже 1990-х и 00-х термина «монстр-трак» в русскоязычной среде не существовало. Внедорожник с гигантскими колесами, превращающий старые автомобили в готовое металлоломное сырье для развлечения публики, в народе известен как «снежный человек». Фактически, все началось в 1970-х годах с Боба Чендлера и его пикапа по имени Бигфут, который впоследствии стал всемирно известным и создал огромную индустрию, став неотъемлемой частью новой мировой автомобильной культуры.

Прежде чем продолжить рассказ об исполнении американской мечты, необходимо сделать небольшой комментарий. Мнения относительно того, является ли снежный человек первым когда-либо построенным грузовиком-монстром, расходятся, причем некоторые полагают, что Джефф Дейн был предшественником Кинг-Конга. Однако мало кто станет оспаривать тот факт, что снежный человек первым добился безумной популярности и остается по сей день самым узнаваемым представителем вида где-либо на планете.

Как и десятки подобных историй, поначалу она выглядела довольно скучной, и никто не думал о мировом признании. Чендлерам настолько понравилось проводить свободное время на природе, что в 1974 году они приобрели новенький полноприводный пикап Ford F-250. Проблемы возникли, когда пара столкнулась с тем, что в их родном городе Сент-Луисе нет сервисов, которые могли бы отремонтировать подобную технику, а наличие запчастей было очень плохим. Чендлеры в партнерстве с энтузиастом бездорожья Джимом Крамером основали компанию Midwest Four Wheel Drive, которая открылась в 1975 году.

Боб Чендлер и Ford F-250

Бизнес пошел в гору, и пикап Боба стал практически рабочей лошадкой магазина, а также рекламным баннером. Расширение бизнеса подогрело собственное стремление Чендлера к внедорожным развлечениям, что неизбежно привело к краху. Ну а поскольку герой нашего рассказа следует золотому правилу «Раз что-то отвалилось, незачем заменять сломанную вещь стоковой», то автомобиль постоянно модернизируется согласно растущим аппетитам его владельцев. Пара регулярно посещает местные внедорожные мероприятия и, что называется, демонстрирует впечатляющие возможности своего творчества на любом железе. Поскольку популярность пикапов продолжает расти, растет и клиентская база, что неудивительно, поскольку вы, вероятно, не найдете лучшего маркетингового инструмента для продвижения своего магазина.

Сотрудник прозвал Боба «Снежным человеком» из-за его склонности правильно нажимать правую педаль на дорогах с твердым покрытием. Прозвище прижилось, и вскоре таким же именем стал называться и сам пикап. Бизнес стал больше, оборудование, используемое для ремонта, стало больше, а сам снежный человек стал больше. Логично, что шины никогда не были пассажирскими и требовали подходящих осей, жесткой подвески и более мощного двигателя. Так сформировалось основное направление компании – заводские решения никого не интересовали.

к концу 1970-х темно-синий пикап изменился до неузнаваемости. Машина оснащена 48-дюймовыми шинами, мостами для военных грузовиков, полностью управляемым шасси и наддувным биг-блоком Merlin объемом 640 куб.см дюймов (10,5 литров) и отдачей 1400 сил при условии заливки в бак высокооктанового бензина. Конечно, готовых решений на тот момент не было, поэтому даже сегодня сложно представить, какой объем работы ушёл на проектирование и постройку этого монстра.

В 1979 году Чендлер заснял, как две машины хрустят под колесами диаметром 120 сантиметров. После просмотра видео промоутер из Мичигана предложил Бобу повторить этот эксперимент перед толпой на Pontiac Silverdome. Сначала он не до конца понимал, на что подписывается. В результате 72 000 посетителей наблюдали за выставкой разрушенных автомобилей и, по словам очевидцев, были почти в восторге от увиденного. В одночасье Чендлер стал национальной звездой, и приглашения на различные мероприятия посыпались со всех уголков США.

Популярность снежного человека подобна качественному мэшапу, естественно привлекающему внимание всех тематических изданий, при этом машина все чаще появляется на глянцевых страницах, а время от времени и на обложках. Журналисты окрестили его «грузовиком-монстром», тем самым вобрав саму концепцию в повседневное использование. По-настоящему знаменательным годом в жизни Боба и F-250 стал 1981 год, когда снежный человек снялся в фильме «Возьми эту работу и засунь ее». Дебют пикапа на большом экране еще больше подогрел интерес людей к этому четырехколесному гиганту. После выхода фильма многие поклонники даже назвали его лучшим актером в фильме.

Обложка DVD "Возьмись за дело и начни его

Спрос на посещение различных мероприятий нарастал как снежный ком, и, чтобы удовлетворить всеобщие требования, Чендлер был вынужден клонировать собственную машину, создать «Бигфута 2» и нанять двух пилотов, своего старого друга Джима · Крамера и Кена Колина. Bigfoot 2 выступил на этом незабываемом мероприятии в Pontiac Silverdome, став первым в истории грузовиком-монстром с шинами размером 66 x 43 x 25 дюймов. Эти шины впоследствии станут отраслевым стандартом. Естественно, тут же появилось множество подражателей, каждый из которых хотел частичку творения Боба. Растущую истерию вокруг этого нового явления невозможно остановить.

Снежный человек 1 (справа) и Снежный человек 2 (слева)

То, что маркетологи «Голубого овала» обратили внимание на самый знаменитый F-250 на планете, было лишь вопросом времени. В 1983 году представители Ford Motor Company подписали контракт с Midwest Four-Wheel Drive, и горизонты новых свершений расширились практически до бесконечности. Партнерство с компанией в конечном итоге продлится менее четверти века.

Поначалу гвоздем ивентов вроде тягачей тракторов и грязевых болот становились грузовики-монстры, а в конце игры стало традиционным вбивать старые седаны в землю тоннами инженерного безумия. К середине восьмидесятых сформировалась своя собственная сцена, и гонки стали проводиться исключительно между грузовиками-монстрами. Чтобы идти в ногу с меняющейся реальностью, команда переехала в специально построенный объект в Хейзелвуде и продолжает выпускать новые и более сложные версии снежного человека, стремясь доставить удовольствие фанатам, сохраняя при этом конкурентное преимущество.

31 июля 1984 года, в день открытия нового цеха, «Бигфут 4» дебютировал и стал первым представителем Этапа II.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Автомобиль второго поколения претендует на принципиально иной подход к проектированию: если до этого заводскому F-250 аплодировали, несмотря на то, что он был до смерти тюнингован, то теперь этот автомобиль строится специально для нужд на основе усиленной рамы, созданной для крайне специфических задач. В то же время любое количество Bigfoot означает, что шасси может прослужить десятилетия, с заменой кузова на основе текущего модельного ряда Ford. Джим Крамер выиграл первую гонку на монстр-траках замкнутого цикла 14 сентября, а два года спустя Бигфут установил новый стандарт соревнований, перевернув крышу на 360 градусов.

С технологической точки зрения то, что происходило в то время в отрасли, можно назвать иначе как гонкой вооружений. Размер колес увеличился, количество амортизаторов стало совершенно избыточным, мощность моторов возросла, а осветительное оборудование некоторых конкурентов оказалось достаточно мощным, чтобы осветить весь стадион. На этом фоне Чендлер повсюду стремился построить самый большой, самый крутой, самый монстр-трак во всех отношениях. На свалке недалеко от Сиэтла он, к счастью, нашел комплект 10-футовых колес Firestone Tundra. Так родился Bigfoot 5, который сразу же вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый высокий и широкий пикап в мире. Затем Боб модернизировал пятое поколение, подвесив на каждую ось по 4 колеса диаметром 3 метра. В 1987 году Джим Крамер установил еще один мировой рекорд Гиннеса, пролетев на снежном человеке 6 мимо 12 машин в ряд под аплодисменты толпы.

К концу 1980-х годов возникла острая необходимость в полной переработке концепции монстр-трака. Автомобили той эпохи отнюдь не были образцами высоких технологий и были далеки от авангарда технического прогресса. Они были оснащены старомодной рессорной подвеской с недостаточной длиной хода, рамой, усиленной стальным кузовом, а в сочетании с огромными мостами и огромными шинами общий вес приближался к 7 тоннам. Однако, как вы знаете, в Соединенных Штатах никогда не было никаких трудностей с увеличением поголовья непарнокопытных, поэтому в двигателе V8 с наддувом достаточно крутости, чтобы разогнать этих мастодонтов до 60 миль в час. Отрасль столкнулась с тем, что возможности технологии превышают возможности пилотов, и проблемы безопасности отнюдь не являются праздными. Чендлер решил, что с этим нужно что-то делать.

Именно так смотрели на снежного человека 8 в середине 1989 года. Bigfoot 8 нового поколения построен на основе разработанной компьютером космической трубчатой ​​рамы, а корпус из стекловолокна теперь выполняет только декоративную функцию. Stage III также отличается от всех предшественников запатентованной консольной подвеской. В 1990 году восьмое поколение собрало все возможные награды, наглядно продемонстрировав преимущества новой схемы, ставшей впоследствии стандартной. Такой подход сочетает в себе малый вес (естественно относительно небольшой) с более высоким уровнем безопасности и ремонтопригодности. Bigfoot 10 был выпущен в начале 1992 года как автомобиль со средним расположением двигателя.

В 1991 году команда Боба Чендлера представила первый в мире монстр-трак с так называемым 3D-кузовом, тисненая морда которого из стекловолокна напоминает голову змеи. Snake Bite своим ярким, неповторимым видом значительно преуменьшал происходящее внутри стадиона — идею, которую позже подхватили и другие участники игры. Кроме того, новый автомобиль дал команде Bigfoot возможность соревноваться на двух разных пикапах одновременно, и Боб снова финишировал первым. На этот раз впервые был применен командный подход. Клыкастый монстр доказал свою ценность как в конкурентной, так и в коммерческой сфере: продажа всевозможных сувениров, от футболок с символами змеиного укуса до масштабных моделей, стала важной статьей доходов от бизнеса Чендлера. В сезоне 1992 года модели Bigfoot 10 и Snake Bite, построенные на шасси Bigfoot 8, заняли два верхних места и заняли весь подиум в 1994 году. С тех пор это был редкий сезон без яркой улыбки пилота команды на подиуме. Гастрольный график очень насыщенный, например, в 1993 году Джим Греко отыграл 160 концертов в Великобритании за 164 дня. И это только в Великобритании, но количество происшествий, происходящих в стране, достигло астрономических цифр.

Помимо того, что снежный человек является настоящей иконой спорта, а Чендлер является весьма успешным бизнесменом и новатором в области технологий, на протяжении всей своей долгой карьеры снежный человек всегда уделял большое внимание безопасности. В 1987 году Боб стал одним из основателей MTRA (Ассоциации гонок на монстр-траках), важнейшей целью которой было создание единого свода правил для всех, основной целью которого было минимизировать количество происшествий с участием пилотов и монстр-траков. Опасные события Ассоциации гонок аудитория. А в 2001 году при содействии Найджела Морриса, руководителя европейского подразделения команды, была образована MTRAE (Monster Truck Racing Europe).

Невозможно не заметить тот вклад, который внесла Мэрилин Чендлер в успех всего предприятия: она выполняла и выполняет множество организаторских и управленческих функций и неудивительно, что стала первой женщиной, управляющей монстр-траком. Действительно, кто бы это сделал, если не Мэрилин? Конечно, еще одной ключевой фигурой является Джим Крамер, один из самых опытных пилотов в отрасли, заслуживший множество похвал. Его спокойная манера поведения и отличные навыки презентации при управлении столь сложной техникой сделали его чуть ли не самой узнаваемой фигурой в мире монстр-траков.

Чтобы перечислить все достижения команды снежного человека, понадобится отдельная очень длинная статья. Автомобили, построенные в Хейзелвуде, побывали в десятках стран, выиграли все возможные трофеи, привлекли огромные спонсорские деньги, которым могли позавидовать другие конюшни NASCAR, и установили невероятные рекорды по количеству, один из которых был установлен на высоте 65,43 метра в полете Дэном Рунтом в сентябре. 2012. Снежный человек появлялся в нескольких фильмах в разных версиях, в сотнях телешоу и в многочисленных компьютерных играх. Самое приятное то, что на этом история не заканчивается: Боб Чендлер и его единомышленники по-прежнему с энтузиазмом смотрят в будущее, готовые покорять новые вершины.

PS Конечно, первый в мире электрический монстр-трак тоже носит название «Бигфут». Это юбилейное издание, посвященное 20-летию, представленное публике на выставке SEMA 30 октября 2012 года.

источник

Изобретение автомобильного оборудования SA хочет знать все Детали модификации История автомобиля Двигатель электромобиля Длинный пост 14

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Первые монстр-траки Америки: как появились бигфуты и почему они так называются.