Запорожец 1968 года: как ретро-автомобиль затмевает современные суперкары

Во дворе появился автомобиль, который мгновенно стал центром внимания всех жильцов. И это не новейшая Tesla или роскошный Ferrari — такой реакции они бы точно не вызвали. Настоящим магнитом для взглядов оказался раритетный ЗАЗ 965А 1968 года выпуска, настоящая легенда советского автопрома.

Встреча с живой историей

Машина, которой уже 56 лет, уверенно двигалась по дороге. По словам очевидцев, за рулем находился человек весьма почтенного возраста. Этот автомобиль — наследие целой эпохи. ЗАЗ 965А выпускался с 1962 по 1969 год, и всего с конвейера сошло более 322 тысяч экземпляров различных модификаций. Его технические характеристики по современным меркам скромны: двигатель V4 объемом 0,89 литра с воздушным охлаждением, карбюраторная система питания, мощность 28 лошадиных сил и вес всего 610 кг.

Особый шарм автомобилю придает заднее стекло, украшенное стикерами с изображением Сталина и ироничной надписью: «Такого у меня никогда не было». Эта деталь наводит на мысли о том, что владелец машины, возможно, застал ту эпоху, когда советский лидер был жив.

Как все начиналось

Вот как выглядел этот автомобиль, сходя с конвейера в далеком 1968 году.

Чтобы понять контекст, в котором появился этот «Запорожец», стоит вспомнить, что творилось в мире в год его выпуска. В СССР на экраны вышли культовые комедии «Бриллиантовая рука» и «Новое неуловимое приключение», а годом ранее — «Кавказская пленница». После Хрущева страной уже четыре года руководил Леонид Брежнев. В США президентами успели побывать Кеннеди, Джонсон, и к власти пришел Никсон. Полыхала война во Вьетнаме, а полет Юрия Гагарина состоялся всего за семь лет до того, как эта машина увидела свет.

В то время Волжский автозавод (ВАЗ) только строился, и будущее, в котором живем мы, казалось далеким. А этот небольшой автомобиль уже колесил по дорогам огромной страны.

Секрет долголетия

От всей души хочется пожелать этой машине и ее владельцу долгих лет службы.

Обратите внимание: Машина — это средство передвижения или что-то большее? Женский метод обращения с машиной.

Сложно даже представить, сколько сил, заботы и регулярного обслуживания потребовалось, чтобы автомобиль оставался на ходу на протяжении 56 лет.

Возможно, секрет его долголетия кроется в самой эпохе, в которую он был создан. Тогда было принято чинить и беречь вещи, а не бездумно менять их на новые при первой же неисправности.

Технические особенности легенды

P.S. Для интересующихся технической стороной:

Привод сцепления в ЗАЗ 965А был тросовым. Синхронизаторы устанавливались на II и IV передачи. В отличие от многих советских автомобилей того времени, у этой модели рычаг переключения передач располагался на полу, а не на рулевой колонке. Кроме того, «Запорожец» получил четырехступенчатую коробку передач вместо распространенной тогда трехступенчатой.

Задняя подвеска, позаимствованная у итальянского прототипа, была выполнена на двух А-образных рычагах с диагональными качающимися осями. Такая конструкция при работе существенно меняла схождение и развал задних колес. При сжатии подвески колеса наклонялись верхней частью друг к другу («домиком»), а при отбое — наружу. Для невысоких скоростей, характерных для этой модели, некоторое ухудшение управляемости компенсировалось экономичностью и дешевизной производства. Эта подвеска также обеспечивала хорошую геометрическую проходимость на плохих дорогах. На более поздних моделях (966, 968, 968М) ее заменили на более совершенную конструкцию.

Тормоза были барабанными, а колеса — бездисковыми, облегченной конструкции, с 13-дюймовыми ободами (что было новшеством для СССР — даже у «Москвичей» тогда были 15-дюймовые диски).

Под капотом этого ветерана скрывался вот такой мотор.

[Моя] Большая статья об истории ретро-автомобилей и автоспорте 6

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Машина, которая привлекает внимания больше чем Tesla.