Вторая жизнь автомобиля: как утилизируют и перерабатывают старые машины

Каждый автомобиль, отслужив свой срок, отправляется на утилизацию. Но что происходит с ним дальше? Мы разберем, как старые машины обретают новую жизнь, и какие их компоненты представляют наибольшую ценность для вторичной переработки.

Глобальные подходы к утилизации

Методы утилизации автомобилей сильно различаются в зависимости от страны. Например, в Японии владельцы часто сами платят за правильную утилизацию своего транспортного средства, тогда как в России и ряде других стран эту функцию часто берет на себя государство. Переработка автомобильного лома считается одним из самых эффективных и экономически выгодных направлений в сфере рециклинга. Показательным примером являются США, где перерабатывается до 95% материалов от списанных авто.

Состав автомобиля и технология разборки

Оставив в стороне юридические аспекты, сосредоточимся на технологическом процессе. Типичный автомобиль состоит из металла (65–73%), пластика (8–12%), резины (3,5–6%), стекла (2,5–2,8%) и цветных металлов (6–8%). Около 2,5–6% составляют технические жидкости, а остальное — прочие материалы. Задача утилизации — тщательно разделить, отсортировать и направить каждый компонент на переработку.

Первый этап — подготовка. С автомобиля сливают все жидкости (масло, антифриз, тормозную жидкость), демонтируют шины, аккумуляторы, топливные баки, фильтры и каталитические нейтрализаторы. Также удаляются потенциально опасные элементы, такие как подушки безопасности и компоненты, содержащие ртуть, свинец или хлорфторуглероды.

Переработка основных материалов

Металл

Как основной материал, металлический корпус автомобиля отправляется в промышленные измельчители. Полученный лом проходит сепарацию для выделения цветных металлов, а стальные фрагменты идут на переплавку. Такой лом высоко ценится в металлургии, так как при его использовании снижаются затраты на углерод и минимизируются шлаковые примеси (до 1%).

Технические жидкости

Отработанные масла, топливо и другие жидкости перерабатываются в мазут или сырье для нефтехимии. Часть из них используется как топливо на электростанциях. К сожалению, в России перерабатывается лишь около 20% от примерно 500 тысяч тонн таких отходов, образующихся ежегодно. Остальное часто попадает в почву или водоемы, нанося серьезный экологический ущерб.

Обратите внимание: "Автомобиль для семьи" Какой автомобиль выбрать для семейных поездок и на повседневную жизнь.

Шины

Автомобильные покрышки — один из самых проблемных отходов. Их сложно перерабатывать из-за металлического корда, а сам процесс часто нерентабелен. В результате лишь 10% шин получают вторую жизнь, а остальные загрязняют свалки. Переработанная резина используется для создания покрытий спортивных площадок, дорожных неровностей («лежачих полицейских»), кровельных материалов и даже резинового асфальта.

Стекло

Переработка автомобильного стекла имеет свои особенности. Боковые и задние стекла, как правило, закаленные, их проще собрать и переплавить. Лобовое стекло — более сложная, многослойная конструкция (триплекс), которую приходится разбирать вручную, отделяя полимерную пленку. Эта пленка, предотвращающая разлет осколков, также перерабатывается и используется в производстве абразивов, фильтров и в дорожном строительстве.

Пластик

Ситуация с пластиком наиболее сложная. В современном автомобиле может использоваться до 30 различных видов пластика, которые нельзя смешивать при переработке. Например, ремни безопасности делают из полиэстера, панели приборов — из АБС-пластика, а бамперы — из полипропилена. Тщательная сортировка трудоемка, поэтому автопроизводители стремятся сокращать разнообразие материалов. Логистика также дорога из-за большого объема пластиковых деталей. Однако спрос на вторичный пластик высок: из него производят новые автодетали, топливо, стройматериалы и тару. Некоторые виды пластика даже используются в черной металлургии.

Трафик Автомобилист Автомобиль Полезный Водитель автомобиля Переработка отходов Переработка отходов Другая жизнь Новая жизнь Безопасность Переработка запасных частей Я хочу знать все Стекло Пластик Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Другая жизнь авто: материалы вторичной переработки.