Этот узнаваемый автомобиль с кабиной над двигателем стал для жителей России не просто грузовиком, а по-настоящему народной машиной, встречающейся в самых разных ролях. Однако в большом семействе «Газелей» есть множество удивительных и редких моделей. В июле 2024 года марка отметила своё 30-летие. В честь этого юбилея предлагаем вспомнить самые необычные заводские версии и интересные исторические факты о легендарном российском «полуторке».
Факт 1: Рождение в СССР
Несмотря на то, что серийное производство «Газели» стартовало уже в новой России, её корни уходят в советскую эпоху. Ещё 16 июня 1983 года Научно-технический комитет Минавтопрома СССР принял решение о разработке перспективного 1,5-тонного грузовика. Непосредственные работы над проектом, получившим индекс ГАЗ УГК, начались в 1988 году. Интересно, что этот проект изначально не входил в госпрограмму НИОКР и не получал финансирования от министерства, что было связано с общим сокращением поддержки подобных инициатив в тот период. Несмотря на трудности, первые опытные образцы бортовых грузовиков были собраны в Горьком уже в начале 1991 года.
Все эти этапы разработки прошли ещё в Советском Союзе. Любопытная деталь: первый прототип отличался решёткой выхлопа на капоте, а логотип располагался не на облицовке радиатора.
1992 год. Предсерийный прототип с чёрными номерными знаками и окраской в популярный тогда цвет «Мокрый асфальт».
Может показаться, что из-за сложностей переходного периода автомобиль, как и вазовская «Десятка», долго шёл к конвейеру. Однако «Газель» — это редкий для советского автопрома пример относительно быстрого пути от утверждения технического задания до серийного выпуска. Обе эти машины объединяет главное: они были задуманы и спроектированы в СССР.
Полный привод для бездорожья: ГАЗ-27057
Особой популярностью в семействе пользовался универсал ГАЗ-2705 «Газель-Комби», в передней части фургона которого были установлены окна и второй ряд сидений, что позволяло перевозить до шести пассажиров, а в задней — около 950 кг груза.
ГАЗ-2705 «Газель-Комби» — универсальный автомобиль для людей и грузов.
Сочетание удлинённой кабины и цельнометаллического кузова значительно повышало функциональность машины.
Но настоящей экзотикой для многих стала полноприводная «Газель», которую можно было заказать с любым типом кузова. Да, эта версия была шумнее и менее комфортна, но высокий клиренс и формула 4х4 давали ей уверенность на грунтовых дорогах и в снегу — там, где обычная заднеприводная «Газель» могла застрять. Конечно, это не внедорожник для экстремальных условий, а скорее автомобиль для преодоления сложных участков на маршруте. Изначально высокая цена делала полноприводные модификации редкостью, особенно в 1990-е годы.
Однако вскоре достоинства полного привода оценили в МЧС, военные и медицинские службы. Для них «Газель» стала современной и более комфортной альтернативой устаревшим УАЗам.
«Газель» и полный привод — отличное сочетание для служб спасения!
Скорая помощь на базе «Газели» стала достойной заменой знаменитому, но устаревшему «Рафику».
Медицинская версия на базе младшего брата «Газели» — автомобиля «Соболь».
Факт 2: История имени «Газель»
С названиями у советских автомобилей часто были проблемы: одни звучали неблагозвучно за рубежом, другие не приживались, третьи вызывали улыбку своим несоответствием характеристикам машины.
«Газель» — счастливое исключение. Это имя идеально подошло маневренному и лёгкому автомобилю. Интересно, что в нём обыграно и название завода-изготовителя (ГАЗ), и образ быстрого, изящного животного. Легенда гласит, что в 1993 году на автосалоне в Москве Горьковскому автозаводу нужно было представить целое семейство новых автомобилей. Задачу придумать общее название получил главный конструктор легковых автомобилей ГАЗ Владимир Никитич Носаков. Он составил список из 33 вариантов и среди них выбрал «Газель». Это название не только отражало характер автомобиля, но и имело благозвучный международный оттенок, что видно по ранней рекламе с латинской графикой.
Как появилось имя для целого семейства автомобилей? Решающую роль сыграла одна ночь и лист бумаги с 33 вариантами.
В животном мире: газель — символ скорости и грации. Фото: autowp.ru
Самый короткий тягач в мире
Если «Смарт» — один из самых компактных легковых автомобилей, то «Газель» может претендовать на звание самого короткого грузовика! Речь идёт об уникальной модификации, созданной не для дорог общего пользования, а для внутренних нужд Павловского автобусного завода. Путём радикального укорачивания задней части шасси инженеры получили сверхкомпактный тягач для буксировки прицепов с комплектующими по цехам. Его малая длина позволяла автопоезду разворачиваться в узких проходах производственных помещений.
Это не шутка автоблогеров, а сугубо утилитарная машина для внутризаводской логистики.
«Газель»-фура: автопоезд ГАЗ-САЗ-2409
«Газель» в роли тягача для полноценного полуприцепа? Звучит необычно, но такая машина действительно существовала. Тягач ГАЗ-САЗ-2409 был разработан в 2004 году для работы в составе автопоезда с полуприцепом САЗ-9459.
Автопоезд с тягачом на базе «Газели» выглядел очень необычно и привлекал внимание на дорогах.
Главной инженерной задачей стала разработка соответствующей тормозной системы, отвечающей строгим стандартам. Вместо сложной и дорогой пневматики была применена гидровакуумная система, что позволило получить все необходимые сертификаты. Такой автопоезд мог использоваться для перевозки самых разных грузов на стандартных полуприцепах.
На городских улицах такая «длинная» комбинация смотрелась очень впечатляюще.
Даже в роли тягача «Газель» сохраняла свой узнаваемый облик.
Внедорожный пикап «Тандем»
Экспериментируя с полноприводными шасси, заводские инженеры в 1996 году представили прототип ГАЗ-330279 «Тандем». Это был необычный пикап с полузакрытой платформой, позиционировавшийся как комфортабельный автомобиль для путешествий по бездорожью. Он выделялся анатомическими сиденьями, дугами безопасности, металликом в окраске и тонированными стёклами — по меркам середины 90-х это выглядело очень прогрессивно. При этом машина оставалась практичной: её кузов мог взять на борт до тонны груза.
Прототип «Тандем» сочетал в себе черты внедорожника и комфортабельного пикапа.
Как вам такой импровизированный пикап для работы и отдыха?
Факт 3: Самодельные маршрутки и их наследие
Пассажирские перевозки на «Газелях» начались ещё до появления официальных заводских микроавтобусов. Предприимчивые перевозчики быстро сообразили, что дешевле купить грузовое шасси и самостоятельно превратить его в маршрутное такси. Они приваривали к кабине самодельные кузова на трубчатом каркасе, врезали окна и устанавливали сиденья. Такое кустарное производство было мелкосерийным, но массовым.
Шасси обычного бортового грузовика стало основой для тысяч самодельных маршруток по всей стране.
После запуска заводских микроавтобусов в 1996 году большинство кустарей ушли с рынка. Однако проблема переместилась в другую плоскость: многие компании стали легально, но с сомнительными сертификатами, переоборудовать фургоны, заставляя в них по 15-16 пассажиров вместо положенных 13. Это негативно сказывалось на комфорте, безопасности и, как следствие, на репутации «Газели» в целом. После ряда серьёзных аварий власти ужесточили контроль, и перевозчики были вынуждены перейти на сертифицированные заводские автобусы, которые часто красили в жёлтый цвет.
Пример заводской переделки фургона в пассажирский автобус с большими окнами.
Теснота и сомнительная безопасность в переполненных самодельных «газелях» подорвали доверие к маршрутным перевозкам на долгие годы.
«Газель»-кабриолет для VIP-гостей
Казалось бы, что может быть общего у утилитарного фургона и кабриолета? Оказывается, общим может быть шасси. Первые два кабриолета на базе «Газели» были построены в 1995 году для экскурсий высокопоставленных гостей по территории завода. В 2004 году появился третий, уже на базе обновлённой модели. А в 2005 году на автосалоне был представлен девятиместный туристический микроавтобус с открытым верхом, предназначенный для парадов, встреч делегаций и прогулок в хорошую погоду. Эта необычная модификация даже получила специальную награду на конкурсе «Деловой транспорт».
«Газель»-кабриолет — редкая и эксклюзивная модификация для особых случаев.
Жизнь в новом веке: «Газель Бизнес» и её роли
С началом 2000-х и появлением поколения «Газель Бизнес» автомобиль не только пережил кризисы, но и нашёл себя в новых, порой неожиданных, амплуа. На её базе стали строить инкассаторские бронеавтомобили, мобильные дома, люксовые микроавтобусы со скрытым бронированием для перевозки VIP-персон. Сторонние производители экспериментировали ещё смелее, создавая на её основе даже вездеходы, скрещённые с тракторами. За три десятилетия наша «антилопа» доказала, что способна на многое.
источник
Автомобили История автомобилей Технологии Газель Модификация Изобретение Длинная статья 7Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От фуры до кабриолета: вспоминаем самые необычные модификации и интересные факты про Газель.

