Автовладельцы часто интересуются, возможно ли привлечение к административной ответственности человека, который в момент предполагаемого нарушения не управлял транспортным средством. Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд, и требует детального рассмотрения с точки зрения законодательства и правоприменительной практики.

Давайте разберемся в ключевых определениях и ситуациях, которые могут привести к штрафу.
Кто по закону считается водителем?
Согласно статье 2.8 Правил дорожного движения Республики Беларусь, водителем признается физическое лицо, непосредственно управляющее транспортным средством. Важно отметить, что это определение исключает лиц, которые лишь обучаются вождению или сдали экзамен, но в данный момент не находятся за рулем. Ключевой критерий — факт управления.
В разделе 2.74 ПДД уточняется, что под управлением понимается воздействие на органы управления автомобилем, приводящее к изменению его положения. Таким образом, простое нахождение в салоне автомобиля, даже с работающим двигателем, но без контакта с рулем, педалями или другими системами управления, не делает человека водителем с юридической точки зрения.

Опасная зона: нетрезвое состояние в автомобиле
Одна из самых спорных ситуаций — нахождение в нетрезвом виде в собственном автомобиле. Формально, если человек просто спит на пассажирском сиденье или слушает музыку, прямого нарушения нет. Однако на практике все сложнее.
Позиция ГИБДД основывается на том, что для совершения многих действий (например, чтобы включить печку или радио в современных автомобилях) необходимо активировать систему зажигания. Это часто требует поворота ключа или нажатия кнопки «старт» с одновременным выжимом педали тормоза. Подобные манипуляции уже могут быть расценены как «воздействие на рычаги управления».
Обратите внимание: Какое авто можно купить за 300тыс руб?.
Согласно статье 18.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ответственность может наступить за любое воздействие на органы управления автомобилем в состоянии опьянения. Под это определение подпадает широкий спектр действий:
- Снятие автомобиля с ручного тормоза.
- Движение накатом (даже без запуска двигателя).li>
- Перемещение автомобиля на несколько метров для изменения места парковки.
- Запуск двигателя для прогрева.
- Случайный контакт с рулем или педалями при погрузке автомобиля или проведении ремонтных работ.
Таким образом, зона риска для нетрезвого человека в автомобиле значительно шире, чем кажется.

Штрафы с камер фото- и видеофиксации
Еще одна распространенная ситуация, когда штраф может прийти лицу, не управлявшему автомобилем в момент нарушения, — это автоматическая фиксация превышения скорости или других нарушений специальными техническими средствами (камерами).
По умолчанию постановление о штрафе приходит собственнику транспортного средства, зарегистрированному в базе данных. Если за рулем в этот момент был другой человек (например, родственник или знакомый), бремя доказывания этого факта ложится на владельца. Ему необходимо предоставить доказательства (показания свидетелей, данные с видеорегистратора, возможно, даже ходатайство о проведении экспертизы), чтобы оспорить штраф. Если доказательств нет, оплачивать штраф придется законному владельцу автомобиля.
[Мой] Автомобилист Дорожное движение Штрафы ГАИ Штрафы ГАИ Водители Внимательный персонал ПДД Нарушения ПДД Руль Досуг Алкогольная компания Истории из жизни Ответственность за парковку Республика Беларусь Длинные сообщения 5
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Можно ли получить штраф, не находясь за рулем.