Электромобили из Китая завоевывают Европу: как ответят ЕС и США

Трансформация мирового авторынка

Мировой автомобильный рынок переживает стремительную перестройку, и главным драйвером перемен стал Китай. В июне прошлого года доля китайских электромобилей на европейском рынке достигла впечатляющих 11%, несмотря на попытки Евросоюза сдержать этот импорт с помощью высоких таможенных барьеров.

Европейские регуляторы, вводя пошлины, надеются стимулировать спрос на автомобили местного производства. Однако потребители, выбирая между ценой и качеством, всё чаще отдают предпочтение китайским брендам, которые предлагают привлекательное сочетание доступности, технологичности и быстрого обновления модельного ряда. Эта тенденция вызывает серьёзную озабоченность у правительств европейских стран.

Стремительная экспансия

Массовый выход китайских электромобилей на европейский рынок начался в 2019 году, и с тех пор их доля выросла в восемь раз — с 1% до 8%. Аналитики прогнозируют, что в текущем году рост продаж может составить рекордные 15%, что станет новым этапом в укреплении позиций Китая на континенте.

Общее количество проданных в Европе электромобилей в июне прошлого года составило 208 872 единицы, из которых более 23 000 пришлось на китайские марки, в первую очередь SAIC и BYD. По сравнению с маем продажи выросли на 72%. Подобный всплеск интереса ранее наблюдался лишь дважды — в конце 2022 и в марте 2023 года, когда действовали сезонные стимулирующие программы.

В ответ на эту экспансию Евросоюз планирует ввести защитные пошлины на импорт китайской продукции. Ставки могут быть увеличены с 17,4% до 38,1% в зависимости от конкретного бренда.

Конфликт вокруг успеха китайских электрокаров в Европе разгорелся осенью 2023 года. Европейская комиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен заявила о фактах искусственного занижения стоимости экспортной продукции китайских компаний за счёт государственных субсидий. По итогам расследования, которое должно завершиться 2 ноября 2024 года, ЕС планирует ввести защитные пошлины на срок до пяти лет. Интересно, что компании, сотрудничающие с расследованием, могут получить более низкие ставки, чем те, которые отказываются от взаимодействия. При этом многие европейские автопроизводители уже лишились государственной поддержки.

Несмотря на политическое давление, спрос на китайские электромобили в Европе остаётся стабильно высоким. Их средняя цена примерно на 20% ниже, чем у европейских аналогов, при этом они часто богаче оснащены. Потребители в ЕС понимают, что «золотой период» доступных цен может закончиться после введения новых пошлин, и стремятся сделать покупку заранее.

Обратите внимание: Aston Martin DB11 — спорткупе ультрапремиального уровня.

Эта потребительская логика напрямую влияет на статистику продаж, вызывая раздражение у местных властей.

Позиция европейских автопроизводителей

Многие европейские автомобильные компании, особенно те, что тесно сотрудничают с китайскими партнёрами или имеют совместные производства, критически относятся к идее повышения тарифов. Такие гиганты, как BMW, Mercedes-Benz, Volvo и Volkswagen, называют эти меры «карательными» и «несвоевременными», а противостояние между ЕС и Китаем — «бесполезной торговой войной».

Речь идёт не только о текущем сотрудничестве, но и о будущем европейского автопрома. Введение высоких пошлин может сорвать многолетние планы по развитию и выпуску автомобилей с нулевым уровнем выбросов.

Яркий пример — компактный электрический кроссовер Volvo EX30, производство которого должно начаться на китайских заводах в 2026 году. Высокие тарифы сделают его поставки в Европу экономически нецелесообразными, а на китайском рынке этот шведский бренд не сможет составить серьёзной конкуренции местным производителям.

С другой стороны, полное отсутствие барьеров отдаст рынок ЕС на откуп таким компаниям, как BYD, Geely и SAIC. Поэтому министр внешней торговли Швеции Йохан Форссель, называя себя сторонником свободной торговли, одновременно предупреждает о возможных негативных последствиях протекционистских мер для своей страны. Чтобы заблокировать введение пошлин, против должны выступить большинство стран-членов ЕС, но пока лишь Германия открыто поддержала Швецию.

Американский вектор

Торговое противостояние не осталось без внимания и за океаном. Бывший президент США Дональд Трамп заявил, что в случае своего избрания введёт 200%-ный тариф на ввоз китайских автомобилей. По его словам, американская экономика сможет защититься, только полностью заблокировав доступ китайских брендов на свой рынок.

Аналогичные пошлины Трамп пообещал ввести и на автомобили мексиканского производства. Это связано с тем, что китайские компании уже начинают строить заводы в Мексике, используя её как плацдарм для выхода на рынок США в рамках соглашения USMCA.

Для реализации этих планов США придётся пересматривать условия торгового соглашения с Мексикой и Канадой. В противном случае под 200%-ный тариф могут попасть и американские модели, собранные в Мексике, такие как Ford Mustang Mach-E, Chevrolet Blazer и многие другие.

Примечательно, что на внутреннем рынке Китая американские электромобили уже серьёзно проигрывают местным. По данным за июль, продажи Tesla составили 13 500 единиц, в то время как BYD реализовала 70 600 электромобилей, став безоговорочным лидером.

Ответ Китая и перспективы

Реакция Китая на возможное повышение тарифов, по мнению экспертов, будет жёсткой и симметричной. Министерство иностранных дел КНР уже заявило, что страна примет все необходимые меры для защиты своих интересов, назвав действия ЕС «вопиющим протекционизмом», который дестабилизирует глобальные цепочки поставок и ухудшит отношения.

Крупнейшие европейские автопроизводители опасаются, что ответные меры Китая могут перевесить все потенциальные выгоды от торговых барьеров. Однако власти ЕС пока не готовы отказаться от планов, расчётная выгода от которых к 2030 году оценивается в 7,7 млрд евро для местной автомобильной промышленности.

[Мой] ТрафикАвтомобилистыСанкцииЭкономикаКитай

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Китай против остального мира.