Китай против остального мира

Как меняется автомобильный рынок

Передел мирового автомобильного рынка, как обычно, произошел внезапно: в июне прошлого года объем продаж китайской продукции в Европе составил целых 11%! Речь идет о секторе электромобилей, импорт которого ЕС пытается ограничить за счет высоких тарифов.

Именно так регуляторы европейских стран пытаются стимулировать людей покупать автомобили местного производства. Увы, простые автомобилисты тоже умеют считать - китайские бренды помимо дешевизны сохраняют качество и скорость, с которой заполняют рынок, и местное правительство этому совсем не радует...

Быстрый рост

Отметим, что китайские электромобили начали массово продаваться в Европе еще в 2019 году, но экспорт сразу же увеличился в восемь раз — с 1% до 8%. Эксперты прогнозируют, что в этом году рост продаж составит целых 15%, что станет абсолютным рекордом в истории расширения рынка Китая в Европе.

Таким образом, общий объем продаж электромобилей в Европе в июне прошлого года составил 208 872 единицы, из которых более 23 000 — автомобили китайских марок, в основном SAIC и BYD; По сравнению с майскими результатами продажи выросли на 72%. Ранее подобный всплеск потребительского интереса к электромобилям в Европе наблюдался только дважды: один раз в последнем месяце 2022 года и еще раз в марте 2023 года, когда действовали сезонные скидки.

Как уже говорилось выше, ЕС планирует ввести защитные налоги на импорт китайской продукции. Защитные налоги в отдельных странах вырастут с 17,4% до 38,1% в зависимости от марки экспортируемого электромобиля.

Напомним, скандал вокруг коммерческого успеха китайских электрокаров в Европе начался осенью 2023 года. Впоследствии Европейская комиссия (ЕК) во главе с Урсулой фон дер Ляйен заявила, что стоимость экспортной продукции китайских брендов была искусственно занижена. После этого заявления Евросоюз начал расследование, чтобы выяснить тот факт, что государство искусственно субсидирует китайские бренды. Планируется, что это расследование завершится 2 ноября 2024 года, после чего страны ЕС окончательно сформулируют защитные налоги для «недобросовестных» брендов и введут их в течение пяти лет. Как ни странно, китайские компании, которые добросовестно сотрудничают с расследованиями Европейской комиссии, будут иметь более низкие импортные пошлины на свою продукцию, чем те, которые отказываются сотрудничать. Кстати, большинство европейских брендов лишились государственной поддержки.

Между тем, европейский спрос на китайские электромобили остается стабильным. Их стоимость в среднем на 20% ниже, чем у местной продукции, а содержание богаче. При этом жители ЕС понимают, что «беспрецедентная привлекательность щедрости» Китая закончится сразу после повышения импортных пошлин, поэтому они стремятся покупать автомобили по «низким ценам».

Обратите внимание: Aston Martin DB11 — спорткупе ультрапремиального уровня.

Разумеется, все это отражается на общей статистике продаж, к негодованию местных властей.

Реакция конкурентов

Европейские автопроизводители, особенно те, которые производят совместно с местными китайскими брендами, в целом негативно относятся к повышению тарифов. Такие бренды, как BMW, Mercedes-Benz, Volvo и Volkswagen считают это «карательной мерой, несвоевременной и бессердечной», а само противостояние ЕС и Китая — «торговой войной, которая не принесет никакой пользы».

При этом речь идет не о будущем сотрудничества двух экономик, а о перспективах развития европейского автопрома. Таким образом, как только защитные тарифы ЕС вступят в силу, они полностью разрушят планы разработки автомобилей с нулевым уровнем выбросов, которые местные бренды реализовывали в течение многих лет.

Например, запуск компактного электрического кроссовера Volvo EX30, производство которого начнется на китайских заводах уже в 2026 году, просто не имеет смысла, поскольку в Европу он будет поставляться по более высоким тарифам, а в Китае он будет недоступен. Безрезультатно, так как местные автомобилисты мало внимания уделяют зарубежной продукции.

С другой стороны, отмена тарифов сделает электромобили BYD, Geely и SAIC лидерами рынка ЕС, что также не будет выгодно европейским брендам. Поэтому министр внешней торговли Швеции Джон Форселл заявил, что он «является решительным сторонником свободной торговли и открытых рынков», одновременно дав понять, что защитные тарифы против Китая могут иметь негативные последствия для Швеции. Чтобы меры оказались неэффективными, большинство стран-членов ЕС должны проголосовать против этой меры, но пока только Германия встала на сторону Швеции.

Голос Америки

Конечно, страны небезразличны к торговому противостоянию ЕС и Китая, по крайней мере, в медиасфере. Конгрессмен-республиканец Дональд Трамп, 45-й президент США, заявил, что в случае избрания главой государства он введет 200%-ный тариф на китайские автомобили. Политик заявил, что экономика США сможет выжить, только полностью исключив выход на рынок китайских брендов.

Трамп пообещал ввести аналогичные тарифы на автомобили мексиканского производства. Политик делает это потому, что китайские бренды уже строят заводы в этой стране — плацдарм для проникновения их автомобилей в США.

Стоит отметить, что для введения обещанных Трампом защитных тарифов властям США придется внести поправки в соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой. В противном случае весьма вероятно, что все автомобили, произведенные в Мексике, будут облагаться налогом по ставке 200%. К ним относятся модели Ford (Mustang Mach-E, Bronco Sport, Maverick) и General Motors (Chevrolet Blazer, Equinox, Silverado, GMC Terrain, Sierra).

Как ни странно, на китайском рынке продажи электромобилей в США уже в пять раз хуже, чем у местных машин. Согласно текущей статистике Li Auto Resources, продажи продукции Tesla в июле составили 13 500 единиц, опустившись на второе место. BYD становится абсолютным лидером рынка с 70 600 продажами электропоездов».

***

Что касается реакции Китая на повышение рыночных тарифов на его продукцию, международные эксперты полагают, что эта реакция будет зеркальной и не будет проявляться медленно. Министерство иностранных дел Китая немедленно выступило с заявлением, в котором заявило, что Китай примет все необходимые меры для защиты собственных интересов, назвав шаг ЕС «вопиющим протекционистским актом, который исказит глобальную автомобильную промышленность и цепочку поставок и ухудшит отношения между сторонами».

Крупнейшие игроки европейского рынка выразили обеспокоенность тем, что ответные меры Китая могут превзойти все обещанные выгоды от повышения торговых тарифов. Но пока власти ЕС не готовы расстаться с 7,7 млрд евро, которые могут не поступить местным автопроизводителям к 2030 году, если все останется как есть.

[Мой] ТрафикАвтомобилистыСанкцииЭкономикаКитай

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Китай против остального мира.