AMC Pacer: история самого странного американского автомобиля

В рамках нашего цикла, посвященного автомобильным эмблемам, мы уже упоминали марку AMC, которая сегодня почти забыта. Однако в свое время American Motors Corporation была серьезным игроком на рынке, бросавшим вызов таким гигантам, как General Motors, и активно влиявшим на развитие автопрома США. В этой статье мы подробно рассмотрим самое неоднозначное, но, без сомнения, самое знаковое творение компании — субкомпактный хэтчбек AMC Pacer, автомобиль, опередивший свое время и запомнившийся своей необычностью.

Истоки AMC: выживание в эпоху гигантов

Образование компании American Motors в 1954 году в результате слияния Nash и Hudson было вынужденной мерой, направленной на противостояние растущему доминированию «Большой тройки» (GM, Ford, Chrysler). В таких условиях новым игрокам было крайне сложно конкурировать напрямую. Стратегией выживания для AMC стал поиск незанятых рыночных ниш и создание для них специализированных продуктов. Так появились компактный Rambler для американского рынка и крошечный Metropolitan для Европы.

Примечательно, что AMC начала выпуск компактных и экономичных автомобилей на два десятилетия раньше, чем это стало общемировым трендом, заслужив уважение даже со стороны конкурентов. Хотя массового спроса на такие машины тогда не было, он оставался стабильным. Особое уважение клиентов компания заслужила принципиальным отказом от политики ежегодного рестайлинга, предпочитая долгосрочные улучшения и надежность, что помогло сформировать лояльную базу поклонников бренда.

К 1960-м годам эта стратегия принесла плоды: AMC не только выбралась из долгов, но и начала получать прибыль. Компания экспериментировала с новыми моделями, такими как фастбэк Marlin, и внедряла инновации в серийные автомобили. Например, к 1968 году кондиционер стал стандартным оборудованием для всех комплектаций модели Ambassador — опция, которую премиальные бренды начали массово предлагать гораздо позже. Финансовая стабильность дала AMC возможность задуматься о смелых проектах.

Рождение «аквариума на колесах»

Долгое время дизайн автомобилей AMC отличался консерватизмом, что было связано со строгой политикой руководства, нацеленной на выход из кризиса. Однако к началу 1970-х ситуация изменилась, и компания решила сделать ставку на смелые, нестандартные решения. Первой ласточкой стал трехдверный субкомпакт Gremlin (1970-1978), который разошелся тиражом более 670 000 экземпляров и считается первым американским серийным субкомпактом.

Обратите внимание: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.

Успех Gremlin вдохновил инженеров и дизайнеров на создание чего-то по-настоящему революционного.

Этим революционным автомобилем стал Pacer, представленный публике в 1975 году. Его тут же окрестили «первым широким компактом». Чтобы понять это определение, достаточно взглянуть на машину сзади: ее бочкообразный, невероятно широкий кузов и огромная площадь остекления (около 37%) создавали ощущение просторного аквариума, что и породило народное прозвище «аквариум на колесах».

Габариты Pacer были уникальными: при длине около 4,4 метра и стандартной для компактов колесной базе (2,54 м), его ширина достигала почти 2 метров — показатель, характерный для полноразмерных американских седанов. Еще одной дизайнерской особенностью стала асимметрия: пассажирская дверь была на 10 сантиметров длиннее водительской. Позже разработчики объяснили это заботой о комфорте пассажиров на заднем сиденье. Маркетологи AMC мастерски представили все эти особенности как черты автомобиля будущего, что на время сделало Pacer культовым объектом.

Проблемы и закат инновации

Публика с энтузиазмом встретила футуристичный и округлый Pacer. В эпоху 1970-х, открытую для экспериментов, за первый год было продано впечатляющие 145 000 автомобилей. Однако вскоре выяснилось, что за смелым дизайном скрывается технически «сырая» конструкция, во многом предвосхитившая проблемы знаменитого DeLorean DMC-12.

Низко расположенные точки забора воздуха приводили к тому, что двигатель «хватал» воду из луж и глох. Силовая установка также не впечатляла: тяжелому кузову (около 1,5 тонн) не хватало мощности от старых атмосферных моторов объемом 3.8 и 4.2 литра. Изначально Pacer проектировался под перспективный и компактный роторно-поршневой двигатель Ванкеля, поставки которого от General Motors были отменены из-за новых экологических норм. Установка же тяжелых традиционных двигателей привела к чудовищному для компакта расходу топлива.

Кроме того, качество сборки и материалов оставляло желать лучшего: краска на кузове начинала облазить уже после 40-50 тысяч миль пробега. Попытки исправить ситуацию, включая выпуск универсальной версии и установку более мощного 5-литрового двигателя, успеха не имели. Репутация автомобиля была безнадежно испорчена.

В последний год производства (1980) дилеры были вынуждены распродавать остатки Pacer со значительными скидками полицейским и муниципальным службам. Всего за шесть лет было выпущено около 277 000 экземпляров, включая эксклюзивные «джинсовые» версии. В 1987 году сама American Motors Corporation прекратила существование, став частью концерна Chrysler. AMC Pacer навсегда остался в истории как яркий, смелый, но во многом неудачный эксперимент, символ эпохи, когда автомобилестроение пыталось найти новые пути.

[Мой] Полезный Транспорт Автомобилист Автомобиль Автомобиль История автомобиля Логотип водителя Эмблема AMC Pacer Измененная информация об автомобиле Я хочу знать все General Motors Конкурс марок небольших автомобилей Фанат Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Странные авто: что вы знаете об AMC Pacer.