Утильсбор: что это на самом деле и как он влияет на авторынок России

Всем привет! Сегодня мы подробно разберем тему, которая вызывает много споров и недопонимания — утилизационный сбор на автомобили. В последнее время в интернете, в том числе на Пикабу, появляется множество поверхностных и ошибочных суждений на этот счет. Давайте вместе разберемся в сути этого механизма, чтобы отделить факты от вымысла.

Что говорит закон?

Для начала обратимся к официальному определению. Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор — это платеж, который взимается с каждого колесного транспортного средства (включая самоходные машины и прицепы), ввозимого в Россию или произведенного на ее территории. Цель сбора — обеспечение экологической безопасности, то есть компенсация потенциального вреда для здоровья людей и окружающей среды от эксплуатации и последующей утилизации транспортного средства.

Развенчиваем популярные мифы

Миф 1: Это плата за утилизацию автомобиля в конце его срока службы.

Реальность: Это не совсем так. Если внимательно прочитать закон, становится ясно: утильсбор — это, по сути, экологический налог на эксплуатацию транспортного средства. Он призван заранее компенсировать государству расходы на ликвидацию того совокупного вреда, который машина наносит природе и обществу на протяжении всего своего жизненного цикла.

Миф 2: Если я сам сдам старую машину на утилизацию, мне должны вернуть этот сбор.

Реальность: Нет, не должны. Сбор уплачивается не за факт утилизации, а за право пользоваться автомобилем, который в процессе эксплуатации неизбежно загрязняет среду: выделяет выхлопные газы, теряет технические жидкости, стирает шины и тормозные колодки. В конечном итоге весь автомобиль превращается в сложные отходы. Этот платеж — авансовая компенсация будущих экологических издержек. В отличие от транспортного налога, который некоторые уклоняются платить, утильсбор избежать невозможно — его изначально вносит производитель или импортер, и он уже включен в итоговую цену автомобиля для покупателя.

Миф 3: Собранные деньги идут прямиком на АвтоВАЗ и там разворовываются.

Реальность: Это заблуждение. Средства от утильсбора поступают в федеральный бюджет и могут направляться на различные государственные нужды, включая охрану окружающей среды, здравоохранение и другие программы. Важно понимать, что этот сбор платят все, включая российских производителей вроде АвтоВАЗа, «Москвича» или Haval. Более того, для стимулирования локализации производства государство частично возвращает (субсидирует) эти расходы автопроизводителям. Чем выше доля российских комплектующих, тем больше компенсация. Таким образом, утильсбор стал инструментом экономической политики, поощряющим иностранные компании открывать производства в России.

В текущих условиях утилизационный сбор выполняет несколько функций: это и источник пополнения бюджета, и рычаг влияния на автопром. Он создает дополнительные стимулы для локализации, что выгодно стране с точки зрения создания jobs и привлечения инвестиций.

Обратите внимание: Повышенный утильсбор: за что доплатят владельцы «серых» авто.

В ближайшее время, вероятно, нас ждет увеличение этого сбора, что, с одной стороны, может помочь «пристроить» покинутые европейские заводы, а с другой — станет дополнительным фискальным инструментом.

Как рост утильсбора повлияет на цены?

Миф 4: Повышение утильсбора ударит только по иномаркам, а цены на АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ не вырастут.

Реальность: К сожалению, цены на отечественные автомобили тоже, скорее всего, вырастут. Но причина не в том, что производители «наживаются», а в базовых экономических принципах. Любой бизнес стремится покрыть издержки и получить прибыль. Проблема российского автопрома (АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ) — в меньших объемах производства по сравнению с китайскими гигантами.

Простой пример: если два завода выпускают аналогичную модель с себестоимостью 10 условных единиц, то китайский производитель, продавая 1000 машин, может позволить себе меньшую наценку на каждую и оставаться прибыльным. Российскому заводу, продающему только 500 машин, для покрытия постоянных расходов нужна более высокая наценка. Это создает порочный круг: чтобы продавать дешевле, нужно больше продавать, а чтобы больше продавать, нужно быть дешевле.

Рост утильсбора для всех игроков рынка может стать для отечественных производителей шансом выйти из этого круга. Во-первых, конкуренты также поднимут цены из-за возросших издержек. Во-вторых, государство, получив дополнительные доходы в бюджет, может направить часть средств на поддержку и инвестиции в российский автопром. Таким образом, АвтоВАЗ может либо незначительно поднять цены, либо оставить их на прежнем уровне, увеличив свою конкурентоспособность.

Закрытие АвтоВАЗа в угоду «дешевым иномаркам» — не выход с точки зрения национальной безопасности и экономики. Наличие собственного автопроизводства — это стратегически важный актив, гарантия мобильности и занятости.

На этом пока все. Тема сложная и многогранная. Если в комментариях появятся новые вопросы или мифы — обязательно дополним материал. А если я в чем-то ошибся — буду рад конструктивной дискуссии. Спасибо за внимание!

Ваш #CARTIME

[Мой] Политический сбор за утилизацию автомобилей Утилизация АвтоВАЗ Китай Автомобили Длинная Статья 23

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Утильсбор.