Рынок новых автомобилей в Беларуси: уверенный рост и смена лидеров в первом полугодии 2024 года

Анализ автомобильного рынка — это не только подведение итогов в конце года. Для понимания текущих трендов данные собираются и анализируются ежемесячно. В Республике Беларусь этим занимается Белорусская автомобильная ассоциация (БАА), объединяющая экспертов и официальных дилеров. Хотя до финальных цифр 2024 года еще далеко, промежуточные результаты за первое полугодие позволяют четко увидеть ключевые векторы развития рынка и сделать прогнозы на оставшуюся часть года.

Динамика продаж: уверенный рост

Эксперты БАА констатируют устойчивый рост продаж новых автомобилей в Беларуси в период с января по июнь 2024 года. За первые шесть месяцев члены ассоциации реализовали 18 904 автомобиля. Этот результат впечатляет: по сравнению с аналогичным периодом 2023 года продажи выросли на 134,9%, что эквивалентно дополнительным 10 858 проданным машинам. Положительная динамика наблюдалась и в конце периода: только в июне было продано 4044 легковых автомобиля, что на 15,7% больше, чем в мае.

Особое внимание эксперты уделяют росту популярности экологичного транспорта. Геннадий Свидерский, генеральный директор ЗАО «БЕЛЬГИЯ» и член совета директоров БАА, отметил, что проникновение электромобилей и гибридов на рынок демонстрирует растущую тенденцию. Их доля в общем объеме продаж легковых автомобилей по итогам полугодия составила 5,18%. Для сравнения: в первом полугодии 2024 года доля продаж «зеленых» автомобилей оказалась вдвое больше, чем за аналогичный период 2023 года.

Ярким примером успеха может служить марка Voyah, которая всего за год продала в Беларуси более 900 автомобилей. Секрет такого спроса кроется в грамотной коммерческой политике: крупных скидках в салонах, корректировке отпускных цен и выгодных кредитных программах.

Структурные сдвиги на рынке

Детальный анализ выявляет серьезные изменения в структуре белорусского авторынка, на которые влияют различные внешние факторы.

Обратите внимание: Как правильно выбрать б/у автомобиль на вторичном рынке.

Сегодняшнюю картину можно условно разделить на три сегмента, демонстрирующих разную динамику.

Первый сегмент — смена лидера. Многолетний лидер рынка, белорусско-китайский бренд Geely (включая дочернюю марку Belgee), в первой половине 2024 года столкнулся со снижением своей доли. Если ранее он контролировал почти 80% рынка, то сейчас его доля упала до 54,8%. Это связано с ростом продаж автомобилей российской сборки и увеличением импорта из стран, не входящих в Евразийский экономический союз.

Второй сегмент — новые игроки. Это ранее неизвестные белорусско-китайские бренды, которые вышли на рынок в период с 2022 по 2024 год. Их влияние пока не является определяющим, но появление новых имен уже заметно и постепенно меняет конкурентную среду.

Третий сегмент — стабилизация традиционных марок. К ним относятся такие бренды, как Audi, Citroën, Ford, Kia, Mercedes-Benz, Peugeot, Nissan, Toyota, Volkswagen. После значительного снижения доли в 2021-2023 годах их позиции в текущем году стабилизировались.

Драйверы роста и ценовая политика

В БАА выделяют несколько ключевых факторов, стимулирующих рост автомобильного рынка: рост доходов населения, высокие процентные ставки по автокредитам и финансовому лизингу, а также положительная динамика в реальном секторе экономики.

Эксперты отмечают, что на складах некоторых дилеров еще остались небольшие остатки моделей 2023 года, что говорит о насыщении рынка отдельными предложениями прошлого года.

Что касается цен, то в дилерских салонах в этом году они оставались достаточно стабильными. Проинфляционный эффект от введенных 1 апреля тарифов на утилизацию пока не оказал существенного влияния на конечную стоимость автомобилей для покупателей.

***

«Учитывая сложившиеся в этом году факторы, включая ограничения на ввоз легковых автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра из некоторых соседних стран, БАА в ближайшее время планирует пересмотреть прогноз продаж на 2024 год в сторону повышения», — заключил председатель совета директоров БАА Сергей Варивода.

Напомним, что по итогам 2023 года ассоциация прогнозировала уровень продаж на 2024 год около 35 тысяч новых автомобилей. Если во втором полугодии на белорусский рынок не повлияют серьезные негативные изменения, итоговые показатели продаж, вероятно, окажутся выше этого прогноза.

[Моя] Экономика трафика Статистика автомобилистов Результаты анализа Полезная информация об автомобилях Рынок водителей Республики Беларусь Тенденции продаж Покупка Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Промежуточный итог: ситуация на рынке РБ в первом полугодии 2024.