Одна из частых проблем на дороге — это повреждение боковины шины после наезда на яму или бордюр на скорости. При таком ударе резина зажимается между ободом диска и острым краем, что может привести к порезу или внутреннему разрыву корда, известному как «грыжа». Эти дефекты не только неприятны, но и ставят под вопрос дальнейшую судьбу покрышки.

Продолжать движение с боковым порезом крайне опасно — это может привести к полному разрушению шины. Даже если внешне повреждение кажется небольшим, под слоем резины мог порваться силовой корд, образовав грыжу. Такую шину, хоть и можно отремонтировать в некоторых случаях, эксперты часто рекомендуют заменить, так как её надёжность уже не будет прежней.
Какие повреждения не подлежат ремонту
Важно понимать, что не каждый боковой порез можно качественно восстановить. Ремонт невозможен, если повреждение находится в определённых критических зонах:
- В области борта (посадочного места шины на обод) и на расстоянии менее 4 см от него.
- На плече шины — переходе от боковины к протектору, а также в зоне 2 см от этого плеча. Эти участки испытывают максимальные деформационные нагрузки при движении и поворотах.

Кроме локации, важен и размер повреждения. В арсенале мастеров есть заплатки стандартных размеров (например, 30х70 мм или 55х55 мм). Если порез превышает эти габариты, шина считается неремонтопригодной. Также после ремонта накладываются ограничения по скорости: она должна быть как минимум на 20 км/ч ниже максимального скоростного индекса, указанного на боковине (рядом с буквой, например, «H»).
Почему «дорожная аптечка» не поможет
Стандартные наборы для самостоятельного ремонта проколов, содержащие жгуты или «холодные» заплатки, в случае с боковым порезом бесполезны. Они рассчитаны на небольшие проколы в протекторе. На боковине, которая постоянно гнётся, такая временная заплатка быстро оторвётся. Поэтому при обнаружении бокового повреждения безопаснее всего вызвать эвакуатор и отправиться в шиномонтаж. Движение на повреждённой шине может сделать последующий ремонт невозможным.

Технология профессионального ремонта
Единственный надёжный способ восстановить боковину — это горячая вулканизация. Процесс требует опыта и специального оборудования.
Обратите внимание: Ремонт автомобильных дворников, почему это так важно.
Мастер выполняет несколько этапов:- Подготовка места ремонта: края пореза зачищаются и скашиваются с помощью специального инструмента.
- Нанесение сырой резины: в углубление укладывается специальный сырой резиновый состав.
- Вулканизация: участок нагревается под прессом-вулканизатором при температуре около 160°C. Процесс спекания идёт медленно — примерно 4 минуты на миллиметр толщины, что в сумме занимает 25–30 минут. Спешка здесь недопустима.

Существует два основных метода:
- Двухэтапная вулканизация: сначала спекается сырая резина, а после остывания изнутри наклеивается армирующая кордовая заплатка. Её волокна должны совпадать с направлением корда самой шины.
- Одноэтапная вулканизация: заплатка приваривается сразу, вместе с сырой резиной. Этот метод считается более надёжным, но он дольше и дороже.

Грыжи на боковине ремонтируются по схожей технологии, но с использованием заплаток большего размера. Важно, чтобы повреждение было одиночным и не слишком обширным. Как правило, шина может пережить не более двух таких ремонтов на боковине. Если повреждений много, выход один — замена.
На что обратить внимание после ремонта
Качество восстановления напрямую зависит от квалификации мастера. Неквалифицированные действия — неправильная температура, неверно подобранная заплатка, игнорирование балансировки — сведут все усилия на нет.
После ремонта колесо обязательно нужно отбалансировать. Причём важно, чтобы мастер совместил самое лёгкое место на ободе с тяжёлой заплаткой на шине. Это минимизирует дисбаланс. К сожалению, этим этапом часто пренебрегают, поэтому владельцу стоит проконтролировать процесс.

Важный совет: не соглашайтесь на установку камеры в бескамерную шину, даже отремонтированную. Камера будет проскальзывать и тереться внутри, вызывая перегрев, который ускоряет старение резины и может привести к новому повреждению.
***
Таким образом, боковой порез — это не всегда приговор для шины. При определённых условиях и с помощью профессионального ремонта её жизнь можно продлить. Однако успех этой операции целиком лежит на совести и опыте шиномонтажников, а безопасность восстановленной шины будет иметь свои разумные ограничения.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Боковой порез шины: возможен ли ремонт.

