Проблема и первичная диагностика

Сегодня мы разберем случай с Volkswagen Polo, владелец которого пожаловался на неработающий вентилятор системы охлаждения. Поскольку автомобиль был оставлен на ремонт заранее, первым делом мы подтвердили неисправность с помощью диагностического сканера. Однако выяснилось, что электронный блок управления (ЭБУ) двигателя этой модели не позволяет принудительно активировать вентилятор через сканер, что потребовало иного подхода.

Проверка работы системы охлаждения
Мы решили проверить работу системы в реальных условиях. Запустив двигатель, мы стали следить за температурой охлаждающей жидкости через данные сканера, ожидая момента срабатывания вентилятора.

Важный нюанс: полагаться на показания штатного указателя температуры на приборной панели в данном случае бесполезно. Начиная с 75°C, стрелка стабильно показывает 90°C, что сделано специально, чтобы не отвлекать водителя незначительными колебаниями. Реальная градация начинается только при серьезном перегреве: при 108°C стрелка сдвинется к 95°C, при 110°C — к 100°C, и так далее.


В нашем эксперименте температура достигла 120°C (что соответствовало показанию 115°C на приборке), но вентилятор так и не включился. Эксперимент было решено прекратить, чтобы не допустить повреждения двигателя.

Визуальный осмотр и поиск причины
При осмотре подкапотного пространства сам вентилятор радиатора выглядел подозрительно новым и чистым для автомобиля с пробегом 340 000 км, что намекало на возможные вмешательства в прошлом.

Проверка силовых предохранителей на аккумуляторе не выявила проблем — все они были целы.

Далее мы перешли к блоку управления вентилятором, который на этом автомобиле расположен за левой противотуманной фарой. При осмотре стало очевидно, что здесь уже работали: проводка была перевязана стяжками, а сам блок крепился не на всех штатных гайках.


Сняв блок, мы обнаружили поврежденный разъем — явный след предыдущего неквалифицированного ремонта.
Поэтапная проверка электрических цепей
Первым делом мы убедились в наличии питания на разъеме блока управления — 12 Вольт были.


Затем, используя галогеновую лампу в качестве контрольки и нагрузки, мы попытались подать питание от входа блока управления непосредственно на цепи первой и второй скорости вентилятора. Этот метод позволяет проверить и проводку, и сам электродвигатель вентилятора. Если лампа горит вполнакала и вентилятор крутится — цепь исправна. Если лампа горит ярко — есть короткое замыкание или неисправен мотор. В нашем случае не произошло ни того, ни другого, что указывало на обрыв в цепи.

Осмотр разъема самого вентилятора подтвердил худшие подозрения: контакты были сильно подгоревшими, а состояние разъема говорило о длительной работе с плохим контактом, что и привело к его разрушению.

Обратите внимание: Обзор Volkswagen cross up! .

Ремонт и восстановление работоспособности
Поскольку родные разъемы восстановлению не подлежали, а поиск оригинальных проводов занял бы много времени, было принято решение использовать универсальные клеммы и штифты. Они были обжаты специальным инструментом для обеспечения надежного контакта.


После ремонта проводки мы проверили вентилятор, напрямую подав на него питание. Он уверенно заработал на обеих скоростях. Замер потребляемого тока показал нормальные 20 Ампер, что подтвердило нашу теорию: причина неисправности — не мотор, а именно плохой контакт в разъемах, вызвавший их перегрев и обрыв цепи.
Финальным этапом стала проверка исправности самого блока управления вентилятором. Используя известную распиновку управляющих сигналов, мы сымитировали команды как от блока климат-контроля, так и от ЭБУ двигателя, подавая сигнал через иглы, вставленные в разъем. Блок управления корректно включал вентилятор на обеих скоростях, что доказало его полную исправность.


Итог: проблема решена
После сборки всех компонентов и повторного прогрева двигателя система охлаждения заработала как положено. Вентилятор включался на первой скорости при достижении 107°C, а на второй — при 110°C. Интересно, что на приборной панели это соответствовало показаниям 90°C и 95°C соответственно, что является нормальной работой штатного индикатора.

Таким образом, неисправность была успешно устранена. Еще один случай, когда причиной серьезной проблемы (риска перегрева двигателя) стал банальный, но критически важный плохой контакт в электроразъеме. Спасибо, что были с нами! Подписывайтесь на новые истории из мира авторемонта.
Ваш #CARTIME
Предыдущие статьи по диагностике и ремонту автомобилей можно прочитать в серии: Статьи
[Мой] Автомобиль Автосервис Ремонт автомобилей Автоэлектрика Volkswagen Volkswagen PoloFan Длинная почта 9Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Volkswagen Polo: вентилятор не включается.