Известный принцип «С большой силой приходит большая ответственность» нашел свое неожиданное воплощение не только в комиксах, но и в реальной истории. Генри Форд, легендарный промышленник, известный тем, что сделал автомобиль доступным, однажды решил выйти за рамки производства и создать собственное государство в джунглях — Фордландию. Это была амбициозная, но в конечном итоге провальная попытка построить идеальный мир по своим правилам.

Гений производства и его амбиции
Генри Форд вошел в историю как революционер автомобильной промышленности. Его инновации — конвейер, высокая заработная плата в 5 долларов в день и уникальная система контроля качества — не только изменили производство, но и создали лояльную армию рабочих. Однако его деловая хватка простиралась далеко за пределы заводских цехов. Столкнувшись с британской монополией на каучук, добытый, по сути, контрабандой из Бразилии, Форд решил не платить посредникам, а создать собственный источник сырья.

В 1927 году он заключил сделку с правительством Бразилии, приобретя огромную территорию в 1 миллион гектаров в бассейне Амазонки. Так началась эпопея Фордландии — проекта, призванного обеспечить его заводы независимыми поставками резины.

Роковое начало в джунглях
С самого начала Фордландию преследовали неудачи. Первые рабочие, отправленные расчищать территорию, оказались в ловушке из-за обмелевших рек, страдая от тропических болезней и голода. Проект был на грани срыва из-за бунта, но его спас приезд менеджера Арчибальда Джонсона из Детройта.

Под его руководством посреди непроходимой сельвы вырос утопический городок с американскими домами, больницей, школой, кинотеатром и даже бассейном. Рабочие получали хорошую по местным меркам плату и бесплатные услуги. Однако за этим фасадом скрывался тотальный контроль.

Утопия с диктаторскими правилами
Форд, будучи идеалистом и вегетарианцем, навязал жителям Фордландии свой образ жизни. Меню было исключительно растительным, под запретом оказались алкоголь, табак и даже футбол. Жителей заставляли изучать американский гимн, литературу и танцы. Специальные инспекторы могли в любой момент проверить, что человек читает или слушает. Кроме того, существовало жесткое классовое разделение между менеджерами и рядовыми рабочими.
Обратите внимание: Насколько целесообразно и оправдано использование присадок для авто.

Накопившееся недовольство вылилось в масштабный бунт, для подавления которого потребовалась бразильская армия. После этого правила смягчили, разрешив мясо и открыв «барный район» за пределами города. Но главная проблема была не в людях, а в самой цели проекта.
Фундаментальная ошибка: забыли про деревья
Парадокс Фордландии заключался в том, что, построив идеальный город, организаторы упустили ключевой элемент — успешное выращивание каучуконосов. Джонсон, не будучи агрономом, допустил роковые ошибки: вырубка джунглей привела к эрозии почвы, а саженцы были посажены слишком близко друг к другу, что спровоцировало быстрое распространение болезней и вредителей. В отличие от британских плантаций в Азии, здесь не были учтены необходимые агротехнические меры.

Через пять лет после основания город не дал ни капли каучука для шин Ford. Проект оказался на грани краха.
Новая попытка и горький финал
В 1934 году проект возглавил агроном Джеймс Уэйр. Он признал место для Фордландии неудачным и основал новое поселение — Белтеру, в 150 км от первоначального. Здесь использовали здоровые саженцы, украденные с британских плантаций. Первый урожай каучука был получен лишь в 1942 году, но время было упущено.

После Второй мировой войны широкое распространение получил синтетический каучук. В 1945 году Форд продал Белтеру бразильскому правительству за символические 250 тысяч долларов, понеся многомиллионные убытки. Фордландия же была заброшена, став памятником индустриальной утопии.

***
Интересно, что Белтера существует до сих пор, занимаясь научными исследованиями каучука. А Фордландия, долгое время бывшая городом-призраком, в 2010-х годах начала новую жизнь: сейчас там живут около 3000 человек, а многие постройки эпохи Форда сохранились как немые свидетели одной из самых амбициозных и поучительных неудач в истории бизнеса.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Правда или вымысел: что вы знаете о Фордляндии.


