Рождение легенды: история первого серийного российского автомобиля «Руссо-Балт»

115 лет назад на дорогах Российской империи появился первый по-настоящему серийный отечественный автомобиль, носивший гордое имя «Руссо-Балт». Хотя попытки наладить массовый выпуск машин предпринимались и ранее, именно эта марка стала самой знаковой и известной в дореволюционной истории российского автопрома.

Первый прототип «Руссо-Балта» модели 24-30, запечатленный до установки кузова.

Исторический контекст и начало пути

К 1909 году страна постепенно оправлялась от последствий Русско-японской войны и внутренних потрясений 1905 года. Автомобили, в основном иностранного производства, становились всё более популярными, поскольку после закрытия завода «Лесснер» в Петербурге российские промышленники не решались вкладываться в дорогое и рискованное автомобильное производство. Государство, стремясь стимулировать местную промышленность, установило низкие пошлины на ввоз готовых иномарок, но высокие — на импорт запчастей и комплектующих.

Именно в этот момент на сцену вышел Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Предприятие сделало смелое заявление: оно будет выпускать автомобили, специально адаптированные к российским дорогам и климату, и постарается максимально использовать отечественные комплектующие.

У завода были все основания для уверенности. Расположенный в Риге, РБВЗ был одним из крупнейших машиностроительных гигантов империи. Его основной специализацией было производство железнодорожных вагонов, что покрывало 97% потребностей страны. Помимо этого, завод выпускал широкий спектр продукции: от конных экипажей до стационарных двигателей.

Общий вид Русско-Балтийского вагонного завода в 1909 году.

Создание автомобильного производства

К 1907 году спрос на конные экипажи резко упал, и акционеры завода начали искать новые направления. Ими стали авиастроение и автомобилестроение. Для реализации последнего было решено построить в Риге автомобильный цех и привлечь иностранного партнера с необходимыми технологиями — бельгийскую компанию «Fondu».

«Fondu» предоставила чертежи, среди которых для производства была выбрана модель 24-30, считавшаяся наиболее подходящей для российских условий. Вместе с документацией в Ригу прибыл и молодой талантливый швейцарский инженер Жюльен Поттера, создатель этой модели.

Первый образец «Руссо-Балта» был готов в июне 1909 года. Машину почти сразу отправили на испытания и для рекламной кампании в столицу — Санкт-Петербург, который совет директоров РБВЗ считал ключевым рынком сбыта. Там же был открыт филиал завода с собственной службой технического обслуживания.

Филиал РБВЗ в Санкт-Петербурге, включавший в себя не только представительство, но и собственную станцию технического обслуживания.

Развитие модельного ряда

Благодаря знаниям и опыту Жюльена Поттера модельный ряд «Руссо-Балта» быстро расширился. К базовой модели среднего класса 24-30 добавились доступная модель начального уровня 12-15 и роскошная 40-60. Позже в названиях появились буквенные индексы: «K» и «C» для легковых автомобилей разного класса, а «D», «M» и «T» — для легких, средних и тяжелых грузовиков.

За короткий срок марка смогла предложить покупателям серьезный и обновляемый модельный ряд. При этом «Руссо-Балт» достиг высокой степени локализации: большинство деталей двигателей производилось в России, импортировались лишь магнето, свечи зажигания, карбюраторы, радиаторы и подшипники. Основным заказчиком выступило государство: Министерство финансов закупало автомобили для гражданских и военных нужд. Из 623 выпущенных машин 402 служили в русской армии.

«Руссо-Балт С24-30» 1912 года, изготовленный для нужд русской армии.

Обратите внимание: Идеальный первый автомобиль существует! Если вы начинаете приключение за рулем, проверьте эти модели.

Высокая корзина на подножке предназначалась для хранения офицерской шашки.

Признание и трудности на рынке

Несмотря на государственные заказы, завоевать любовь массового потребителя «Руссо-Балту» не удалось. Большинство частных покупателей по-прежнему предпочитали импортные, в основном немецкие, марки. Однако у отечественного автомобиля нашелись влиятельные поклонники среди русской аристократии. В гаражах бывшего премьер-министра графа Сергея Витте, геофизика князя Бориса Голицына, нефтяного магната Эммануила Нобеля стояли «Руссо-Балты». Даже император Николай II приобрел два таких автомобиля, правда, использовал их не сам, а предоставлял приближенным.

Автомобили марки также участвовали в спортивных соревнованиях, демонстрируя свои качества. Например, «Руссо-Балт С24-55» финишировал девятым на ралли Монте-Карло в 1912 году.

«Руссо-Балт С24-55» на финише ралли Монте-Карло в 1912 году, где он занял почетное девятое место.

Закат первой эпохи

Начало Первой мировой войны и приближение фронта к Риге привело к эвакуации РБВЗ в августе 1915 года. Производство было рассредоточено по разным городам, и его прежнее качество восстановить так и не удалось. Хотя изначально были амбициозные планы, например, строительство нового автозавода в Филях под Москвой, их реализация затянулась.

Первые советские «Руссо-Балты» были собраны в Москве только в 1922 году. После выпуска небольшой партии производство передали на 2-й бронетанковый ремонтный завод, где из оставшихся деталей машины собирали до 1926 года. На этом первоначальная история легендарной марки завершилась.

«Руссо-Балт К12-20» — одна из последних моделей марки.

Наследие «Руссо-Балта»

До наших дней в полной комплектации сохранился лишь один «Руссо-Балт К12-20», который находится в запасниках Московского Политехнического музея. В Риге можно увидеть пожарный «Руссо-Балт», который является третьим подлинным экземпляром.

Увидеть эту и другие исторические машины можно на специализированных выставках. Например, на фестивале Московского музея транспорта представлены автомобили разных эпох — от автобуса Daimler-Marienfelde 1905 года до «Газелей» 1990-х годов.

Место: Воробьевы горы, Москва.
Время: 14 июля.
Вход свободный после регистрации.

Ретро-автомобили Ретро-автомобили История автомобилей Автомобили Отечественный автопром Российская Империя Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как появился первый серийный отечественный автомобиль.