115 лет назад родился первый серийный автомобиль российско-балтийской марки".
Попытки массового производства предпринимались и раньше, но «Руссо-Балт» стал самым известным и знаковым из всех.
Первый «Руссо-Балт» модели 24-30, еще не оснащенный кузовом
В 1909 году Российская империя начала возрождаться после кризиса, вызванного Русско-японской войной и событиями 1905 года. Люди покупают автомобили иностранных марок, потому что с момента прекращения производства автомобилей на петербургском «Лесснере» российские заводы уже не особо хотят участвовать в дорогостоящей и непредсказуемой игре автопроизводства.
Правительство устанавливает минимальные тарифы на импорт комплектных иностранных автомобилей и вводит строгие тарифы на импорт их частей и компонентов.
Здесь в автомобильный сектор выходит российский Балтийский транспортный завод (РБВЗ). Он заявил, что будет производить автомобили, предназначенные специально для российских дорог и собранные из отечественных комплектующих.
Есть причина, по которой компания делает такое смелое заявление. Завод расположен в Риге и является одним из крупнейших машиностроительных предприятий в стране.
Основной продукцией считается железнодорожный подвижной состав, производство которого в той или иной степени обеспечивает 97% потребностей страны. Помимо конных повозок, производилось многое: от связующих до стационарных нефтяных двигателей.
Обзор русско-балтийского транспортного проекта в 1909 году
К 1907 году, когда производство конных экипажей сократилось в несколько раз, акционеры предложили в качестве новых направлений производства автомобилестроение и авиастроение.
Они решили построить в Риге завод по производству автомобилей и пригласили к участию более опытного в этой области иностранного партнера – компанию Belgian Fondue".
Фондю продал несколько наборов чертежей, сосредоточив внимание на модели 24-30, которая по размеру и дизайну лучше всего подходила для российских дорог. Помимо этих документов в Ригу поехал и молодой швейцарский инженер Джулиан Портер (создатель машины для фондю".
Первые образцы «Руссо-Балта» были выпущены на улицы Риги в июне 1909 года и почти сразу же были рекламированы и испытаны в Петербурге.
Поскольку Совет директоров РБВЗ основным рынком сбыта считал столицу Санкт-Петербург, там был создан филиал завода с собственной СТО
На основе знаний Портера «Руссо-Балт» расширил модельный ряд до трех моделей: на базе модели среднего уровня 24-30 добавил модель начального уровня 12-15 и люксовую модель 40-60.
Затем в названиях моделей перед цифрами стали стоять буквы. Например, K и C обозначают модели легковых автомобилей начального и среднего уровня, а D, M и T обозначают легкие, средние и тяжелые грузовики.
За очень короткое время «Руссо-Балт» сумел предложить вполне серьезный модельный ряд, который до сих пор обновляется. Однако лидером российского авторынка производитель так и не стал. Большинство русско-балтийских двигателей собирались почти полностью из отечественных комплектующих (только магнето, свечи зажигания, карбюраторы, радиаторы и подшипники по-прежнему импортировались) и закупались Минфином для гражданского и военного использования. Подавляющее большинство русских-прибалтов (402/623) принадлежало русской армии).
«Руссо-Балт С24-30» был изготовлен в 1912 году для русской армии.
Обратите внимание: Идеальный первый автомобиль существует! Если вы начинаете приключение за рулем, проверьте эти модели..
Высокая корзина на подставке для ног используется для хранения офицерского клинкаНо рядовые покупатели не любят эту машину и предпочитают покупать автомобили иностранных марок, большая часть которых – немецкие марки.
Несмотря на это, среди русской аристократии нашлись люди, которые подали пример в поддержке отечественного автопрома: «Русский-Бальц» появился в именах бывшего премьер-министра графа Сергея Юльевича Витте, геофизика и Бориса Бориса В гараже князя Совича Голицына , нефтяной промышленник Эммануэль. Людвигович Нобель. Гараж императора Николая II приобрел два танка «Русский-Бальц». Действительно, русские автомобили возили не самого царя, а сдавали в аренду его приближенным.
«Руссо-Балт С24-55» финишировал девятым перед отправкой на ралли Монте-Карло 1912 года
Впоследствии началась война, и РБВЗ был эвакуирован из прифронтовой Риги в августе 1915 года в разные города страны. Фабрика так и не вернулась к прежнему качеству. И это несмотря на первоначальные четкие планы по переезду. Например, в Филях был куплен участок земли для производства нового автомобиля «Руссо-Балт» и началось строительство производственного корпуса.
Но первые советско-балтийские танки были собраны в Москве только в 1922 году. После того как было выпущено несколько машин, дальнейшее производство было передано на 2-й бронетанковый ремонтный завод, где сборка деталей продолжалась до 1926 года, после чего первоначальная история марки подошла к концу.
«Русский-Балт К12-20"
Единственный комплектный «Руссо-Балт К12-20» сохранился в запасниках Московского Политехнического музея. В Риге есть еще пожарный «Руссо-Балт», но это только третий оригинал.
Полюбоваться другими классическими автомобилями можно на фестивале Московского музея транспорта. Здесь будет оборудование музеев, приглашенных автоклубов, реставрационных мастерских, частных коллекционеров и коллекций музеев-партнеров. На фестивале будут представлены различные модели автобусов — от Daimler-Marienfelde Omnibus 1905 года до «Газели» 1990-х годов.
Место: Воробьева гора, Москва.
Время: 14 июля.
Вход свободный после регистрации.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как появился первый серийный отечественный автомобиль.