
Сегодня соя часто воспринимается как универсальный продукт, способный заменить множество привычных вещей — от молока до мяса. Однако мало кто знает, что в первой половине XX века эта идея зашла так далеко, что легендарный промышленник Генри Форд всерьёз занялся созданием автомобиля из соевых бобов. Этот проект, балансирующий между гениальным прозрением и промышленным абсурдом, так и не получил шанса на массовое воплощение.
Фермерские корни и интерес к сельскому хозяйству
Упоминание имени Генри Форда в этой истории не случайно. Великий изобретатель и бизнесмен вырос на ферме и, даже став автомобильным магнатом, сохранил глубокий интерес к сельскому хозяйству и его симбиозу с технологиями. Например, его тракторы Fordson в начале прошлого века захватили почти 80% американского рынка, во многом благодаря такому же удобству, как у знаменитого Ford Model T.

Открытие потенциала сои
В какой-то момент Форд познакомился с литературой о соевых бобах, которая открыла ему огромный, но малоизученный в Америке потенциал этого растения. С присущей ему деловой хваткой, к 1929 году он основал в Дирборне специализированную исследовательскую лабораторию, посвящённую исключительно изучению сои.
Исследования быстро принесли плоды. Уже в августе 1934 года на выставке «Век прогресса» Форд угощал гостей полноценным ужином из соевых продуктов: от супа и хлеба до пирога и конфет. Сам он появился на публике в костюме, частично изготовленном из соевого волокна. Но гастрономия была лишь началом — Форд видел для сои промышленное будущее.

На рекламных открытках того времени, выпущенных при участии Института Эдисона (близкого друга и соратника Форда), рекламировались уже не продукты питания, а соевые компоненты для промышленности: топливо, масло, краска, пластик для рулей, кнопок и даже деталей трансмиссии. Некоторые из этих разработок, например, краска с соевым компонентом, действительно нашли применение в автомобилях Ford. Однако для самого Форда это был лишь промежуточный этап.
Мечта о полностью соевом автомобиле
В условиях Великой депрессии 1930-х годов металлы были дефицитны и дороги, а использование дерева в кузовах автомобилей не было редкостью. Это подтолкнуло Форда к смелой идее: почему бы не создать кузов автомобиля из соевого пластика как более технологичную и доступную альтернативу?

На фото: Ford Super Deluxe 1941 года — стандартная модель того времени, на фоне которой соевый прототип выглядел революционно.
Реализация идеи заняла семь лет. 13 августа 1941 года на ежегодном празднике в Дирборне был представлен прототип, внешне напоминавший обычный компактный двухдверный автомобиль. Но при ближайшем рассмотрении он поражал: это была одна из первых в мире «понтонных» конструкций кузова без выступающих крыльев, что стало настоящим прорывом в дизайне. Даже советская «Победа», появившаяся пять лет спустя, выглядела консервативнее.
Кузов этого автомобиля состоял из 14 панелей, изготовленных из композитного материала на основе сои. Они крепились к пространственной раме из стальных труб. Точный состав материала остаётся загадкой: по одним данным, это была смесь сои, пшеницы, льна и конопли, по другим — соя и фенольная смола. Второй вариант делает материал близким аналогом термореактивных пластиков, которые позже, например, использовались в кузовах автомобилей Trabant. Получается, Форд опередил время на полтора десятилетия.

Преимущества и демонстрации
Главным преимуществом соевого пластика был малый вес. Готовый автомобиль весил менее 900 кг, что было в полтора раза легче стандартных машин того же класса. Для ещё большего облегчения вместо обычного стекла использовали тонкие акриловые окна. В паре с 60-сильным двигателем V8 это обещало отличные динамические характеристики.
Форд активно рекламировал прочность своего материала. На публичных демонстрациях он наносил удары топором (правда, с резиновым наконечником) по пластиковой панели, прикрученной к своему личному автомобилю, и не оставлял на ней вмятин, утверждая, что материал прочнее стали.


Закат проекта и историческая загадка
Несмотря на promising start, у проекта не было будущего. Информации о полноценных испытаниях автомобиля в архивах практически нет. Единственный построенный прототип, по слухам, был уничтожен по приказу главного конструктора Форда. Решающий удар по проекту нанесло начало Второй мировой войны и нападение на Перл-Харбор, которое произошло во время работ над вторым прототипом.
После войны о соевом автомобиле забыли. Этому способствовали и личные трагедии Форда — смерть сына Эдселя в 1943 году, и его преклонный возраст. В 1945 году он передал управление компанией внуку, а уникальные знания и технологии, связанные с проектом, были утеряны. Сегодня невозможно ни воспроизвести, ни объективно оценить эти разработки. Проект автомобиля из сои навсегда остался в истории как смелая, но нереализованная идея, символ инновационного духа и одновременно его ограничений.
источник
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Соевый автомобиль Генри Форда. То ли гениальный, то ли абсурдный проект, который не успел получить свой шанс.

