Многие водители не осознают, насколько сильный стресс испытывает их организм во время управления автомобилем. Для безопасной езды требуется максимальная концентрация внимания, активная работа всех органов чувств — зрения, слуха, осязания — и непрерывная мыслительная деятельность. Такая интенсивная нагрузка не проходит бесследно и может со временем привести к значительному ухудшению зрения.

Негативное влияние вождения на глаза
Регулярные и длительные поездки за рулём наносят глазам серьёзный вред. Даже будучи хорошо отдохнувшим, водитель может столкнуться с первым признаком переутомления — синдромом сухого глаза. Этот дискомфорт возникает из-за колоссального объёма визуальной информации, которую мозг вынужден обрабатывать в режиме реального времени.
Как уже отмечалось, повышенная бдительность на дороге требует больших энергозатрат. В условиях хронического недосыпа, типичного для жителей городов, это может спровоцировать кратковременные зрительные галлюцинации и эпизоды микросна. В такие моменты сознание ненадолго отключается, и мозг перестаёт воспринимать сигналы из внешнего мира, что крайне опасно.

Сухость и зуд в глазах усугубляются работой системы климат-контроля, особенно в жаркую погоду. Воздух в салоне становится сухим, вызывая ощущение «песка» в глазах. В интенсивном потоке движения даже мимолётное закрытие глаз для облегчения дискомфорта может стать причиной аварийной ситуации.
Трудности ночного вождения
Наиболее сложным для восприятия является вождение в сумерках и ночью. С биологической точки зрения, с наступлением темноты у человека, находящегося вне безопасного места, закономерно возрастает уровень тревожности. Это связано с древними инстинктами самосохранения, унаследованными от предков, для которых темнота всегда таила угрозу.
Однако после напряжённого дня сохранять бдительность становится всё сложнее из-за накопившейся усталости, которая притупляет реакцию. Глазные мышцы испытывают дополнительную нагрузку, постоянно адаптируясь к яркому свету фар, светофоров и уличных фонарей. Стоит помнить, что глазам требуется время для перестройки на ночное зрение, так как даже при множестве источников света общая освещённость остаётся низкой.

Длительное зрительное напряжение в условиях постоянной смены уровней освещённости неизбежно ведёт к перенапряжению и спазму как внутренних, так и внешних мышц глаза.
В темноте глаза устают значительно быстрее.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Снижается их чувствительность, из-за чего водители могут ошибочно оценивать дистанцию до объектов, крутизну поворотов, наличие разметки или пешеходов на нерегулируемом переходе.Методы защиты зрения водителя
Для защиты глаз от негативных факторов во время ночных поездок рекомендуется использовать специальные очки. Более того, имеет смысл иметь несколько пар для разных условий. В солнечную погоду оптимальны солнцезащитные очки с поляризационными линзами коричневого оттенка — они эффективно гасят блики от мокрого асфальта, металла, стекла, а зимой — от снега и льда.

Для темного времени суток и условий плохой видимости (туман, дождь) предназначены очки с антибликовым (просветляющим) покрытием, которое увеличивает светопропускание. Так называемые «ночные» очки часто имеют жёлтый фильтр. Он отсекает синюю часть спектра, что снижает нагрузку на глазные мышцы и помогает дольше сохранять зрение ясным. Важна и оправа: она не должна давить или сползать, отвлекая водителя. Конструкция должна обеспечивать максимально широкое поле зрения.

Чтобы облегчить глазам работу, следует убрать из поля зрения все лишние предметы и украшения. Не рекомендуется сильно тонировать стёкла автомобиля, так как это ухудшает видимость. Необходимо обеспечить комфортное положение за рулём: длительное неудобное сидение нарушает кровоснабжение воротниковой зоны, что также негативно сказывается на зрении. Старайтесь не проводить за рулём более двух часов без перерыва. Во время остановок давайте глазам отдых: закройте их, повращайте глазными яблоками, расслабьте мышцы и слегка помассируйте переносицу.
***
Согласно ПДД, для управления автомобилем без средств коррекции острота зрения должна быть 100% (единица). Однако при незначительных отклонениях (близорукость до -0,5 или дальнозоркость до +1 диоптрии) зрение может оставаться близким к норме. Если в правах нет особой отметки «обязательно носить очки/линзы», закон не запрещает водить машину в них. Тем не менее, регулярные проверки у офтальмолога (хотя бы раз в год) — обязательная мера для любого водителя.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Знаете ли вы, почему вождение опасно для зрения.

