Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus

Что вы думаете о машине с двумя дверями не по бокам, а по торцам? Довольно смело даже для концепт-кара, не так ли? А ведь автомобили с такими особенностями конструкции массово производились не только где угодно, но и в послевоенной Германии, и даже у известного производителя мотоциклов! Сегодня мы рассмотрим историю развития и интересные особенности микроавтобуса Zundapp Janus.

Начало

После войны немецким авиастроительным компаниям запретили производить самолеты, поэтому некоторые из них начали производить вместо истребителей «бескрылые самолеты», так называемые кабинные роликовые самолеты. Ведь в стране был острый дефицит доступных автомобилей, и граждане Германии просто не могли купить полноценный автомобиль в довоенном состоянии. Так что решение было найдено в этих имитациях машин, у которых не было крыльев, но были какие-то колеса, а иногда даже крыша над головой и обычно мотоциклетный двигатель, чтобы все это передвигать - не так уж и много космос.

BMW Isetta – один из самых известных «автомобилей-пузырей», автомобилей-пузырей. Автомобиль выделяется за счет большой двери спереди. Обратите внимание на колею заднего колеса – она намного уже переднего!

После войны немецкий авиаконструктор Клод Оноре Дорнье обошел запрет на производство самолетов и возобновил свою деятельность не в родной Германии, а в Испании. Его детище — одномоторный самолет Do 25, оснащенный двигателем ENMA Tiger мощностью 150 л.с.

В послевоенный период Клод Дорнье также пытался минимизировать зависимость своей компании Dornier Aircraft Works от производства самолетов, диверсифицируя ее бизнес в другие области, приглашая своего сына Клавдия Гета участвовать в новых проектах. Полет конструкторской мысли Дорнье в пятидесятые годы охватил не только небо, но и землю: чтобы загрузить простаивающие производственные мощности, он задумал создать практичный четырехместный автомобиль, в котором так нуждалась страна, с максимально практичной компоновкой насколько это возможно. Совсем не потому, что они сидят рядом, как самолеты «Мессершмитты» и кабинные катки.

Рожденный ползать: у Мессершмитта KR175 даже три колеса!

Дорнье-младший пошел еще дальше и решил усадить водителя и трех пассажиров спиной друг к другу! При этом сам автомобиль должен быть практически симметричен внешне, так как по образу и подобию Изетты у него нет переднего капота. Однако, в отличие от коляски BMW, доступ на второй ряд сидений должна обеспечивать та же складная дверь в конце кузова, только с другой стороны!

Конечно, это звучит странно или даже безумно, но в послевоенной Германии было возможно все - машины с передними дверями, как на холодильниках, катящиеся тележки с крышками из оргстекла вместо крыш... …настало время.

Однако вернемся к творению Дорнье. Прототип получил название Dornier Delta, однако, проанализировав проект с экономической точки зрения и посчитав его нерентабельным, Клод решил не производить машину на собственном предприятии Dornier Flugzeugwerke и вместо этого продал лицензию компании Zundapp.

Прототип Дельты возле завода Дорнье. Обратите внимание: задние пассажиры по-прежнему сидят вполне нормально, т.е по ходу движения автомобиля.

Сама компания Zundapp (сокращение от «Zünder und Apparatebau GmbH») была основана Фрицем Ноймайером в Нюрнберге в 1917 году как производитель детонаторов и снарядов. Однако, когда после Первой мировой войны спрос на оружие снизился, компания начала производить мотоциклы. После Второй мировой войны руководство начало искать другие направления бизнеса помимо производства мотоциклов. Одно из новых направлений деятельности — швейная машина Zundapp Elcona, нелицензионные имитации которой выпускались даже в СССР под названиями «Тула», «Волга» и «Ржев».

Янус четырёхколесный и четырёхместный

Поэтому Дорнье не считал экономически целесообразным производить продукцию под собственной маркой, не говоря уже о том, что по-прежнему интересовался авиационной тематикой. Поэтому он предложил свою идею компании Zundapp – и она согласилась! Ведь только ленивый не стал бы производить в то время в Германии более навороченные версии своих автомобилей.

Автомобиль имеет весьма оригинальный вид, ведь в отличие от двухместной Isetta его решили сделать четырехместным! Конечно, по комфорту он не может конкурировать даже с уже знакомым NSU Prinz, но все же очень из пятидесятых.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Однако на пути к «конвейеру» инженеры Zundapp слегка «доработали» конструкцию и конструкцию машины, и автомобильчик приобрел довольно оригинальный и узнаваемый внешний вид, а также собственное имя — Янус.

Двуликий демиург в древнеримской мифологии часто изображается как человек с двумя лицами: одно смотрит в будущее, а другое — в прошлое. Первоначально, до Юпитера, он считался верховным богом, известным как «Бог богов», хранителем порядка и мира и тем, кто вращал земную ось. Впоследствии он не только приобрел двойной образ, но и постепенно превратился в божественного хранителя, держащего ключи и скипетры для отгона незваных гостей.

Да, название Zundapp действительно попало в яблочко задолго до появления маркетологов, поскольку почти симметричная на вид машина оказалась настоящим «двойником». Конечно, есть некоторая внешняя асимметрия, так как визуально передний свес немного короче переднего из-за другой оптики. Но в целом, без боковых дверей, пары окон и необычного силуэта машина выглядит экзотичнее той же Изетты.

Если открыть каждую дверь (в разном направлении по оси автомобиля, но одинаково к себе и вправо), то вы увидите почти сюрреалистическое зрелище с колесами, украшенными шляпками в стиле, удивительным образом повторяющем наш «Двадцать четвертый». Волга.

Отличить носовую часть от кормы помогают такие практичные детали, как задний номерной знак и передний дворник на «стеклянной дверце холодильника».

длина всей этой славы меньше трех метров (2,86 м), ширина и высота практически одинаковы (1,4 м и 1,38 м), а снаряженная масса составляет 425 кг. Однако в его «брюхе» могут поместиться четверо взрослых людей, даже несмотря на то, что они стоят спиной друг к другу!

Янус был продан за 3290 немецких марок, что сегодня примерно эквивалентно 9430 евро.

Но кроме того, в базе имеется еще и горизонтальный одноцилиндровый «вентилятор» объемом 245 «кубов» и мощностью 14 лошадиных сил, а также топливный бак емкостью 21 литр. При этом передняя и задняя подвеска с поворотными рычагами в принципе эквивалентна стойкам МакФерсон, а тормоза на всех четырех колесах имеют гидравлический привод, что необычно для этих малышей. Четырехколесный Янус может развивать скорость до 80 км/ч, что нормально для электроколяски такого типа.

В рекламе даже подчеркиваются преимущества центрального расположения двигателя: «Это все же непривычно, но, учитывая дождь и влажность, это приятно и удобно: небольшие работы по техническому обслуживанию, такие как замена свечей зажигания или чистка карбюратора, можно выполнить в Носите его под своей крышей».

Как и в случае с Isetta, чтобы ехать, водителю необходимо открыть передние двери, а также рулевое колесо и приборную панель. Увы, двери отнимают не только пространство под капотом (что лишнее при среднемоторной компоновке), но и место в багажнике, а багажника у машины нет вообще.

Было бы абсурдно, даже кощунственно говорить о комфорте, связанном с такой технологией, поскольку она решает совсем другую задачу. Тем не менее, у Януса закрытый цельнометаллический кузов, четыре колеса, полноценные тормоза и подвеска, и такая фантастическая опция: кровать, сиденье которой трансформируется в кровать путем складывания спинки.

Янус даже был представлен в декабрьском номере журнала Road & Track за 1956 год по одной простой причине: в США он будет продаваться по цене от 1190 долларов!

Выглядит Янус не хуже Изетты, а может даже и лучше, так как имеет более просторный салон и четыре колеса, расположенные по углам кузова. Но, к сожалению, его цена значительно дороже, чем у других «автомобилей-пузырей», а этот пузырь на самом деле всего лишь мыльный пузырь. Они начали производство автомобиля в 1957 году и решили прекратить производство в 1958 году, выпустив 1731 автомобиль за первые шесть месяцев и только 6902 в 1958 году.

Одна из причин слабого спроса — плохая управляемость: не отражаются преимущества среднемоторной компоновки в гоночных и спорткарах, а центр тяжести имеет, казалось бы, идеальную развесовку (49:51). Защитная дуга регулируется в зависимости от количества пассажиров в автомобиле.

Однако провал рынка произошел не только потому, что двуличный Янус Зундаппа был ужасен. Нет, если бы он появился на десять лет раньше, у него был бы шанс побороться с «Изеттой» и «Мессершмиттом» за послевоенную немецкую казну. Но к концу 1950-х годов в мире начали просыпаться такие явления, как Fiat Nuova 500 — автомобиль, ставший чем-то вроде «иконы» и примером компактных и доступных городских микроавтомобилей.

Итальянская «500» показала миру, как должна выглядеть маленькая, но функциональная машина.

Давайте не будем забывать мини-сериалы сэра Алека Исгониса («Остин Севен»), а также упоминание о НГУ Западной Германии. Словом, героев много, но Зулдап Янус — чужой на этом празднике жизни. В результате производство было остановлено, а завод по производству автомобилей в Нюрнберге был продан компании Bosch.

Затем завод сосредоточился на выпуске мотоциклов, но и это не имело большого успеха. В конце концов, в 1984 году, задолго до китайской экспансии, собственность и производственные мощности Zundapp были куплены китайским правительством за 16 миллионов немецких марок, а позже были полностью демонтированы китайскими рабочими и отправлены в город Тяньцзинь, где после установки они были установлены стала основой компании Tianjin Motorcycles Ltd.

Но малоизвестный Янус спас.. фильм от полного забвения. В американском мультфильме «Тачки 2» производства Pixar есть персонаж по имени Профессор Цюндапп, номерной знак которого — BAD GA 58, и более известный как Профессор Цюндапп.

В анимационной реальности добро побеждает зло примерно так же, как и в обычных фильмах о Бонде, но вся эта история не имеет ничего общего с реальным Зундаппом Янусом.

источник

Автомобили Ретро Автомобили Изобретения Технологии История автомобилей Длинная статья 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Две двери, но не по бокам: как и почему появился двуликий Zundapp Janus.