
Водители часто обращаются с вопросом: правомерен ли штраф за то, что они не уступили дорогу пешеходу, который, судя по записи с видеорегистратора, сделал на переходе всего один шаг? Ситуация, когда инспектор ГИБДД выписывает постановление в таких обстоятельствах, встречается повсеместно. Даже минимального движения пешехода в сторону перехода бывает достаточно для составления протокола, и тот факт, что автомобиль не создал реальной помехи, часто не принимается во внимание.
Что говорят Правила дорожного движения?
Согласно пункту 14.1 ПДД РФ, водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода.
Ключевое здесь — трактовка термина «уступить дорогу». В соответствии со статьей 1.2 ПДД, это означает требование не создавать помех движению пешехода. Таким образом, нарушение возникает только в том случае, если из-за действий водителя пешеход был вынужден изменить скорость или направление своего движения. Если же пешеход спокойно продолжил путь, а автомобиль проехал, не вынудив его остановиться или отпрыгнуть, формального нарушения нет.
Теория против практики: как трактуют правило инспекторы и суды
К сожалению, на практике теория и буква закона часто расходятся. Инспекторы ДПС, а вслед за ними и многие суды при рассмотрении жалоб, часто игнорируют ключевой критерий — «создание помех». Вместо этого основным аргументом становится физическое расстояние между автомобилем и пешеходом в момент проезда перехода.

Рассмотрим ситуацию на примере фотографии:
- Красная траектория: Если автомобиль проезжает прямо перед пешеходами, инспектор почти гарантированно выпишет штраф. Шансы оспорить его в суде минимальны (около 1%), так как дистанция считается крайне малой, несмотря на возможное отсутствие реальной помехи.
- Желтая траектория: При проезде на расстоянии примерно 1.5 полосы от пешехода водитель также с высокой долей вероятности получит штраф. Судебная практика по таким случаям неоднозначна: около 80% решений остаются в силе, и лишь 20% отменяются.
- Синяя траектория: Если автомобиль пересекает переход на значительном удалении от пешеходов (например, по противоположной стороне широкой дороги), инспектор может и не останавливать водителя. В случае вынесения штрафа его очень высока вероятность отменить в суде (около 80%).
Таким образом, формально водитель прав, если не создал помеху. Однако на деле решение часто принимается исходя из субъективной оценки расстояния. Чтобы избежать спорных штрафов, самый надежный способ — заблаговременно снижать скорость и быть готовым остановиться, как только пешеход вступил на проезжую часть.
Обратите внимание: Наполнитель для кота в машину? Необычные вещи,которые я беру зимой в дорогу..
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Пешеход сделал 1 шаг по пешеходному переходу, обязан ли водитель остановится и уступать ему дорогу.