Применяемая в современных автомобилях гидравлическая тормозная система была изобретена более ста лет назад. На заре автомобилизации в качестве тормозной жидкости использовались растительные масла и спиртово-масляные смеси. Но с увеличением скорости движения автотехники росла температура нагрева при торможении, поэтому производители были вынуждены разрабатывать более совершенные составы. Современная тормозная жидкость (ТЖ) – это сложный «коктейль» с весьма неоднозначными свойствами. Владельцам автомобилей необходимо иметь хотя бы общее представление о том, что собой представляет ТЖ, используемая в тормозной системе.
Что это такое и как работает
Принцип действия гидравлического тормоза очень прост. При нажатии на педаль приводится в действие поршень, который сдавливает жидкость в цилиндре тормозной системы. Поскольку многие жидкости при повышении давления практически не уменьшаются в объёме, давление передаётся на тормозные колодки, которые плотно прижимаются к дискам и замедляют вращение колёс. При отпускании педали давление прекращается, и колодки возвращаются в исходное положение.
Исходя из вышесказанного, можно определить основной набор свойств хорошей тормозной жидкости, которая должна:
- выдерживать нагрев до достаточно высокой температуры без закипания и испарения;
- не замерзать и не загустевать на морозе;
- оставаться нейтральной к материалам, из которых изготовлены элементы тормозной системы, не разъедать резину шлангов и уплотнителей;
- смазывать изнутри детали системы, снижая их износ.
Подобрать подходящий состав ТЖ было непросто, однако химики с этим справились.
Три вида тормозной жидкости
В настоящее время существует три основных разновидности тормозной жидкости, которые различаются по составу, свойствами и области применения.
Масляно-спиртовые, или минеральные
Такие ТЖ до сих пор используются в старых автомобилях (к примеру, в ГАЗ-21 «Волга») и в тормозных системах велосипедов. Они представляют собой смесь минерального масла (чаще всего, касторового) и бутилового спирта. Их преимущество – химическая нейтральность и нетоксичность, однако температурная стойкость оставляет желать лучшего. На сильном морозе они загустевают, а при повышении температуры до 110-120°С закипают, из-за чего педаль тормоза начинает «проваливаться».
Гликолевые
Наиболее распространённый тип ТЖ, используемый в современных автомобилях изготавливают из полигликолей и эфиров борной кислоты. Они прекрасно выдерживают низкие температуры и закипают при 250°С. В числе недостатков – высокая гигроскопичность (способность поглощать воду из атмосферы) и агрессивность по отношению к резине, из-за чего шланги тормозной системы изготавливают из особого, химически стойкого каучука. Проверенный производитель гликолевой ТЖ – компания ReinWell, со свойствами продукции которой можно ознакомиться на сайте https://reinwell.ru/catalog/54765/.