Неоправданные ожидания и сложности перехода
Разработка новой автомобильной модели традиционно занимает от трех до семи лет. Хотя современные интегрированные платформы позволили сократить эти сроки примерно в полтора раза, переход на производство электромобилей оказался для многих брендов гораздо более сложной задачей. Основная проблема заключается в отсутствии у большинства крупных производителей достаточного опыта в создании массовых электрокаров, когда этот тренд уже набрал полную силу.

Евросоюз, пытаясь стимулировать процесс, устанавливал законодательные рамки, но эти меры часто не учитывали реальные производственные и рыночные возможности компаний.
Политическая мотивация и экономические реалии
Глобальный переход на электромобили и гибриды был инициирован под эгидой ООН в рамках экологической повестки. Европейским автопроизводителям был установлен крайний срок — 2035 год — для полного отказа от двигателей внутреннего сгорания. Однако с каждым годом становится очевиднее, что эта задача не только технологически сложна, но и экономически невыгодна для многих компаний.
Интересно, что вопреки распространенному мнению, автомобильная промышленность — не самый крупный загрязнитель окружающей среды. Лидером здесь является строительный сектор, переход которого на «зеленые» технологии займет десятилетия и сопряжен с огромными финансовыми рисками. Для европейских автобрендов директивный переход нанес скорее удар, чем дал стимул, поскольку регуляторы вмешивались в процессы, не предлагая конкретных решений для выполнения поставленных задач.

Власти не учли такие ключевые факторы, как внутренняя конкуренция, высокие затраты на разработку и производство, а также реальный потребительский спрос. Этим умело воспользовались китайские производители, которые с 2023 года активно поставляют свою продукцию не только на рынки СНГ, но и в Европу, вызывая серьезное беспокойство у местных компаний.
Статистика как главный аргумент
Цифры красноречиво свидетельствуют о проблемах на рынке электромобилей. Например, в Германии в прошлом году продажи электрокаров упали на 55%, а гибридов — почти на 20%. Одной из основных причин стало прекращение государственных субсидий, после чего конечная стоимость «зеленого» транспорта оказалась для многих потребителей неподъемной.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
При этом рынок автомобилей с ДВС показал рост на 9%, что является важным сигналом для индустрии.
Крупнейшие автопроизводители начали публично пересматривать свои стратегии. Mercedes-Benz, объявивший в 2020 году амбициозный план «Амбиции 2039» по полному отказу от ДВС, признал его несостоятельность и продлил сроки электрификации как минимум на пять лет. По словам руководителя бренда Олы Каллениуса, компания должна удовлетворять потребности разных клиентов и в 2030-х годах, а модели с ДВС останутся в модельном ряду еще как минимум десятилетие, поскольку они востребованы и приносят основной денежный поток.

Председатель правления Aston Martin Лоуренс Стролл согласен с этим подходом. Он заявил, что бренд не только откладывает планы по электрификации, но и переносит дату выпуска своего первого электромобиля. Спрос на мощные модели с двигателями V8 и V12 остается слишком высоким, чтобы им пренебрегать. Сейчас Aston Martin рассматривает гибридные технологии как переходный этап и активно инвестирует в разработку гибридов на базе этих силовых агрегатов.

Корейский премиум-бренд Genesis также объявил о пересмотре своей политики электрификации. Компания решила сосредоточиться на разработке «чистых» гибридов (не подзаряжаемых от сети) и отложила создание электромобилей на неопределенный срок.
Американский опыт: убытки вместо прибыли
Ситуация за океаном выглядит схожим образом. Ford заявил, что теряет около 100 000 долларов на каждом проданном электромобиле. Подразделение электромобилей компании Model E показало в первом квартале 2024 года чистый убыток, сопоставимый с прибылью всего концерна за тот же период.

Напомним, что линейка электромобилей Ford на американском рынке представлена тремя моделями: Mustang Mach-E, F-150 Lightning и E-Transit. Падение спроса уже заставило компанию сократить производство и пересмотреть стратегию. Было отменено планировавшееся на 2025 год производство большого трехрядного кроссовера в Канаде. Согласно новому плану, его запуск состоится не ранее 2027 года.

Аналитики Ford прогнозируют, что убытки подразделения Model E к концу 2024 года достигнут 5,5 миллиардов долларов. Генеральный директор Джим Фарли назвал сектор электромобилей «главным тормозом для всего концерна». Теперь компания планирует сократить инвестиции в электромобили на 12 миллиардов долларов и снизить цены на существующие модели, чтобы хоть как-то стимулировать спрос.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему бренды отказываются от электрокаров.

