Советский автомобиль для зарубежного рынка
Легендарные «Волги» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24, будучи предметом мечтаний и дефицита в СССР, имели и свою зарубежную историю. Хотя их экспортные масштабы уступали «Москвичам» и позднее «Ладам», путь этих автомобилей на внешние рынки полон интересных инженерных и дизайнерских решений, адаптаций и даже экспериментов.
Первый шаг за границу: ГАЗ-М21
Уже с момента запуска в 1956 году «Волга» ГАЗ-М21 рассматривалась как экспортный продукт. Чтобы соответствовать мировым трендам, завод начал выпускать двухцветные автомобили, что было технически сложной задачей, требующей идеальной границы между цветами. Попытки добавить хромированные молдинги, как на «Москвиче-407», остались на уровне прототипов. К счастью для завода, мода на двухтонную окраску вскоре сошла на нет.
Волга ГАЗ-М21 в дилерской версии Scaldia-Volga Luxe.
Первые партии автомобилей поставлялись, в частности, в Финляндию. Однако звезда (пентаграмма) на решётке радиатора вызывала вопросы у западных дилеров, поэтому в 1958 году её заменили на более нейтральный и «аполитичный» вариант, который, кстати, почти повторял дизайн самого первого прототипа 1955 года.
Двухцветная окраска изначально была введена именно для экспортных машин первой серии.
Иностранный тюнинг и рестайлинг
Поскольку ГАЗ не часто обновлял дизайн, инициативу проявляли зарубежные партнёры. Крупнейший дистрибьютор советских автомобилей в Европе, бельгийская компания Scaldia-Volga, создала люксовую версию ГАЗ-М21 второго поколения. Автомобиль получил обилие хрома, а вертикальную решётку радиатора заменили на модную горизонтальную.
Рестайлинговая «Волга» от знаменитого итальянского ателье Ghia.
Схожую работу провело и престижное итальянское ателье Ghia, предложившее свой вариант рестайлинга «Волги». Таких машин было выпущено, по всей видимости, всего несколько экземпляров.
Правый руль для левосторонних дорог
Для рынков с левосторонним движением, таких как Великобритания, в Горьком разработали праворульную версию «Волги». Конструкция использовала крышку КПП от ГАЗ-69, из-за чего рычаг переключения передач оказался на полу. Было выпущено около сотни таких машин (седанов ГАЗ-21 и универсалов ГАЗ-22), но в саму Британию попало лишь 15. Британский журнал «Motor» даже опубликовал обзор универсала ГАЗ-22П, где владелец-художник хвалил его вместительность и выносливость, отмечая, правда, скромную динамику.
Салон праворульной ГАЗ-21 с рычагом КПП на полу.
Британская «Волга»-универсал ГАЗ-22П.
При создании ГАЗ-24 панель приборов изначально сделали симметричной, что упростило выпуск праворульных модификаций, но их было изготовлено крайне мало, и в Великобританию они уже не попали.
Фургоны и пикапы: нереализованный потенциал
Финский фургон на базе универсала ГАЗ-22.
ГАЗ так и не наладил серийный выпуск фургонов или пикапов на базе «Волги». Единственный прототип ГАЗ-22А 1960 года требовал новых кузовных панелей, а поскольку спрос на базовые модели и так превышал предложение, проект посчитали нецелесообразным. Тем не менее, в некоторых социалистических странах, а также в Финляндии, такие переделки всё же существовали. Финны, пользуясь налоговыми льготами для грузовых автомобилей, создавали фургоны на базе ГАЗ-22, просто закрашивая боковые стёкла универсала.
Кроме того, в Финляндии появился 8-местный суперуниверсал «Weekend» с третьим рядом сидений в багажнике. Универсал нового поколения ГАЗ-24-02 уже с завода имел три ряда сидений, но на его базе для экспорта всё же создали фургон ГАЗ-24-78. Однако спрос на грузовую «Волгу» за рубежом оказался минимальным.
Бельгийский грузовик «Волга» ГАЗ-24‑78.
Экспортный ГАЗ-24 с латинским шильдиком и минимальными внешними отличиями.
Сердце для экспорта: дизели и V6
Компания Scaldia-Volga первой оснастила советские автомобили дизельными двигателями. Если для «Москвича» подходил 1,6-литровый мотор Perkins, то для тяжёлой «Волги» требовалось что-то мощнее — им стал 2,3-литровый дизель Rover.
Позже Горьковский завод наладил выпуск специальных экспортных комплектов — седана ГАЗ-24-76 и универсала ГАЗ-24-77, которые без двигателя отправлялись в Бельгию, где оснащались дизелем Indenor-Peugeot. Некоторое время дизельные «Волги» собирали и на основном конвейере в СССР, дополнительно оснащая их усиленной тормозной системой Girling для соответствия европейским нормам.
Заводской дизельный универсал ГАЗ-24-77.
Существовала и экзотическая версия ГАЗ-24 с 3-литровым бензиновым двигателем V6 от Ford, развивавшим 144 л.с. и разгонявшим машину до 170 км/ч. Дизельные «Волги» небольшими партиями продавались в Бельгии, Нидерландах, Финляндии и Скандинавии. Некоторые из этих машин позже попадали в СССР с дипломатами или другими работниками, долгое время трудившимися за границей, вызывая у местных автолюбителей смесь зависти и скепсиса из-за необычной силовой установки.
История экспорта «Волг» модели ГАЗ-24 на этом практически завершилась, оставив после себя уникальные модификации, которые стали живым свидетельством попыток адаптации советского автомобиля к требованиям и капризам мирового рынка.
соус
Автомобиль SSSRT Тюнинг Ретро Авто Длинные Столбы 0Обратите внимание: Семейный автофургон Volkswagen Caddy Maxi.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Восемь мест, фургон, дизель и V6: какими делали «Волги» для иностранцев.
