
Три десятилетия назад, 1 мая 1994 года, мир Формулы-1 потрясла трагедия — в результате аварии на Гран-при Сан-Марино скончался легендарный трехкратный чемпион Айртон Сенна. В память об этой скорбной дате мы публикуем архивные воспоминания трех журналистов, которые стали свидетелями тех роковых событий на автодроме Энцо и Дино Феррари. Их рассказ, записанный Олегом Карповым в 2013 году, — это взгляд изнутри на три дня, навсегда изменившие самый быстрый вид спорта.
Гибель Сенны стала второй смертельной аварией за один уик-энд — за день до этого в квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. До этого момента Формула-1 почти 12 лет обходилась без фатальных инцидентов во время гонок, что создавало иллюзию абсолютной безопасности. Трагедии в Имоле стали жестоким пробуждением и привели к кардинальному пересмотру стандартов безопасности в спорте.

Пятница, 29 апреля 1994 года: Зловещее начало
Для многих участников событий тот уик-энд начался с тревожных предзнаменований. Журналист Найгард вспоминает, как его рейс задержали, и он мчался по автостраде из Милана, чтобы успеть на презентацию горных велосипедов бренда Senna. Сам Айртон смог прибыть на мероприятие только на вертолете. Уже тогда, по словам Найгарда, всё пошло не так.

В пятницу во время квалификации произошла серьезная авария с участием бразильского гонщика Рубенса Баррикелло. На скорости около 230 км/ч его Jordan врезался в бордюр. К счастью, Баррикелло отделался переломом носа и ушибами. Найгард, находившийся в пресс-центре, успел сделать несколько фотографий с места происшествия, включая момент, когда пилота извлекали из машины.
Журналист Васконзелос отмечает, что атмосфера на трассе с самого начала была напряженной и тревожной. Айртон Сенна, проигрывавший в чемпионате Михаэлю Шумахеру, был явно раздражен. Он открыто высказывал подозрения, что команда Benetton использует запрещенные электронные системы помощи пилоту. В обычные дни Сенна после сессий выходил к прессе и общался на нескольких языках, но в ту пятницу его не было — все внимание было приковано к аварии его соотечественника Баррикелло.

DailyFuelUp/YouTube.com
Суббота, 30 апреля 1994 года: Первая потеря
Суббота принесла настоящий шок. Во время квалификации разбился и погиб австрийский пилот Роланд Ратценбергер, выступавший за скромную команду Simtek. Для журналиста Виньерона эта трагедия имела личный оттенок — всего за два дня до этого он ужинал вместе с Ратценбергером. Они познакомились через общего друга, гонщика Эрика Башляра. В четверг и пятницу вечером компания из пяти человек — Виньерон, Башляр, оператор, звукорежиссер и Ратценбергер — сидели за одним столом, шутили и болтали.

Карьера Роланда Ратценбергера в Формуле-1 оказалась трагически короткой: всего три Гран-при и один старт в гонке.
Найгард, наблюдавший квалификацию, увидел, как после появления красного флага Айртон Сенна направился к медицинскому фургону для разговора с главным врачом чемпионата Сидом Уоткинсом. Официальной информации не было, но было понятно, что случилось худшее.
Васконзелос, для которого это был седьмой сезон в Формуле-1, с трудом мог осознать произошедшее. За восемь лет не было ни одного летального исхода, и мысль о смерти пилота казалась невероятной. Многие в паддоке, будучи, по его словам, «кучкой старых циников», пытались rationalize трагедию: Ратценбергер был новичком на слабой машине, возможно, допустил ошибку. Но сила удара была чудовищной — от 300 км/ч до полной остановки практически мгновенно.

Главный врач Формулы-1 Сид Уоткинс советует Айртону Сенне не участвовать в гонках после аварии Ратценбергера. DailyFuelUp/YouTube.com
Виньерон описывает момент, когда в прямом эфире показали аварию. Эрик Башляр, увидев кадры, выключил микрофон и сказал: «Все кончено. Он мертв». Вечером та же компания, что ужинала с Роландом, собралась в ресторане. За столом сидели все, кроме одного человека. Всю ночь они просидели в полном молчании.
Несмотря на шок, многие тогда считали гибель Ратценбергера страшной, но единичной случайностью. Никто не мог предположить, что на следующий день произойдет нечто еще более немыслимое.
Воскресенье, 1 мая 1994 года: День, который изменил всё
В день гонки Найгард отправился фотографировать. Со своей точки у виража Тамбурелло он запечатлел, как Сенна вышел в лидеры. Затем снова появились красные флаги. За лесом виража ничего не было видно, но стало ясно — это Сенна, потому что только его машина не проехала мимо.

Айртон Сенна почти всегда сидел в машине в шлеме перед гонкой. Однако в Имоле бразилец надел его всего за несколько минут до старта.
Сначала авария не показалась фатальной. Васконзелос вспоминает, что видел и более серьезные инциденты, после которых пилоты самостоятельно покидали машины. Первой тревожной нотой стала реакция одного из маршалов, который, подбежав к машине Сенны, закрыл лицо руками. Чем больше времени проходило, тем яснее становилось — последствия могут быть катастрофическими.
Найгард, находясь рядом с итальянским оператором, с помощью жестов пытался понять, что происходит. Оператор, слушавший внутренние переговоры врачей, побледнел и схватился за горло. Вскоре Найгард увидел, как Айртона увозят на вертолете — во второй раз за эти выходные.

После аварии на трассу выехала машина безопасности. Гонка продолжилась, но Сенна оставался лидером. Williams Engineering/LAT Photographic
В пресс-центре царила неразбериха и паника. Телеканал RAI вел прямую трансляцию из больницы в Болонье, но официальной информации не было. Гонка продолжалась, но каждый новый инцидент, даже незначительный разворот, вызывал крики и ужас у журналистов. Васконзелосу пришлось работать в адском режиме, постоянно давая комментарии для радио.
Виньерон, вернувшись в комментаторскую кабину, сказал зрителям, что хороших новостей нет, и что, вероятно, сегодня Формула-1 потеряла еще одного пилота. Он добавил: «Надеюсь, я ошибаюсь».

Защита боковин кабины была введена в Формулу-1 после аварии Сенны. В 1994 году голову пилота защищал только шлем. Williams Grand Prix Engineering/LAT Photography
Официальное объявление прозвучало только около шести часов вечера. Диктор просто сказал в громкоговоритель: «Врачи констатировали его смерть», даже не назвав имени. Все и так всё поняли.
Васконзелос описывает вечер в пресс-центре как сюрреалистичный: полная тишина, все в шоке, но продолжают работать, потому что клиенты требуют материалы. Он писал всю ночь, давая интервью на радио больше, чем за несколько предыдущих лет.

После аварии Айртона были подняты красные флаги. Гонка была остановлена на 37 минут. DailyFuelUp / YouTube.com
После трагедии: Шок и последствия
Три дня в Имоле стали для многих переломным моментом. Виньерон покинул трассу, не дожидаясь официального объявления, и на следующий день ему поручили сделать часовую программу о Сенне. После её просмотра он чувствовал полное отчаяние.
Васконзелос рассказывает, что многие журналисты после этого уик-энда ушли из профессии. Японский фотограф, много лет работавший с Сенной, приехал на следующий Гран-при в Монако только для того, чтобы попрощаться. Сам Васконзелос после полета в Португалию решил, что не поедет на похороны в Сан-Паулу. Он больше не хотел иметь ничего общего с Формулой-1. «Это были три дня в аду», — заключает он.

Williams FW16 стал последней машиной в карьере Айртона Сенны. DailyFuelUp / YouTube.com
Трагические выходные в Имоле навсегда остались черной страницей в истории автоспорта. Они не только унесли жизни двух талантливых гонщиков, но и заставили весь мир Формулы-1 кардинально пересмотреть подход к безопасности, что в конечном итоге спасло множество жизней в последующие десятилетия. Воспоминания журналистов — это не просто репортаж, а эмоциональное свидетельство того, как спорт столкнулся со своей самой страшной стороной.
источник
Автомобиль Личность Гонки Формула 1 Биография Большая статья Яндекс Дзен (Ссылка) Айртон Сенна 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: 30 лет без Сенны.