Историческая неточность: почему блогер Стас Асафьев ошибся в биографии Леона Серполле

Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903 гг.» продолжает разбирать спорные моменты в истории автомобилестроения. В центре внимания — вопрос о достоверности информации, распространяемой популярными авторами.

На фото: паровой трехколесный велосипед, созданный Леоном Серполле в 1897 году.

Вклад блогеров и проблема точности

В российском сегменте интернета значительную популярность завоевал автомобильный блогер Стас Асафьев. Его видео, посвященные истории автомобилей, собирают миллионы просмотров. Несомненно, Асафьев и его команда проделали огромную работу по популяризации автомобильной истории, возможно, даже большую, чем все современные российские историки автомобилестроения вместе взятые. Этот вклад заслуживает уважения.

Однако за увлекательной подачей часто скрываются фактические ошибки. Интернет переполнен неточностями, которые кочуют из одного материала в другой без проверки. Яркий пример такой ошибки можно найти в ролике «Как появились французские гиганты. Битва титанов». На 20-й минуте автор рассказывает, как отец Луи Рено пообещал купить сыну старый двигатель «Панар-Левассор», а сам Луи якобы планировал разбирать его в гараже вместе с Леоном Серполле. Контекст подразумевает, что это происходило в период 1895-1897 годов, до призыва Луи Рено в армию.

Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.

Чем на самом деле занимался Леон Серполле

Это утверждение содержит серьезную историческую неточность. Французский инженер Леон Серполле был убежденным сторонником и одним из главных новаторов в области паровых двигателей для транспорта. Всю свою карьеру он посвятил разработке и совершенствованию паровых автомобилей, трамваев и локомотивов. Работа с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, подобными агрегату «Панар-Левассор», не входила в сферу его интересов и профессиональной деятельности.

Давайте проверим, чем Серполле был занят в указанный период:

  • 1895 год: Активное участие в знаковой гонке Париж-Бордо-Париж на новых паровых автомобилях собственной конструкции с усовершенствованной системой подачи угля.

Параллельно он продолжал работы над созданием паровых омнибусов.

  • 1896 год: Серполле экспериментировал с керосиновыми горелками для паровых котлов. Результатом этих изысканий стал экспериментальный трехколесный велосипед, оснащенный такой горелкой. О новинке широко писали технические журналы в начале 1897 года.
  • 1897 год: Инженер построил почтовый паровой вагон для железной дороги.

В течение всего 1897 года мастерская Серполле разрабатывала новые модели четырехколесных паровых экипажей на керосине. О серийном производстве этих машин сообщил журнал «La Locomotion Automobile» в феврале 1898 года.

Учитывая этот насыщенный график изобретателя, посвященного исключительно паровым технологиям, возникает резонный вопрос: когда же Леон Серполле должен был найти время, чтобы сидеть в гараже с Луи Рено и возиться с бензиновым двигателем? Вероятнее всего, эта история является анекдотом или ошибкой, которая затем была растиражирована без проверки.

Материал подготовлен историком автомобилестроения Василием Шишкой.

Другие материалы проекта «Автомобили мира»

Вопрос 1. Проект Леона Болле и его трехколесный велосипед. Самый быстрый автомобиль 1898 года.
Вопрос 2. Борьба с искажениями автомобильной истории.
Вопрос 3. Benz Velo 1898 года: конструкция и управление. Часть 1. Часть 2. Двигатель кипит? Это было запланировано! Часть 3. Что такое ленточный тормоз и зачем одноцилиндровому двигателю трамблер?
Вопрос 4. Как студенты изучают старинные автомобили. Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903».
Вопрос 5. «Давайте напихаем мандарины в бочки!» Или как родилась идея моторного дивана. Columbia Mark VII 1897 года.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как блогер Стас Асафьев обидел Леона Серполле. Борьба с искажениями автоистории. Часть 3.