Забытый предшественник «Газели»: история советского полуторатонника НАМИ, который так и не пошёл в серию

Эта машина носила множество имён: НАМИ, УАЗ, КиАЗ, БАЗ, британский Марти и польский Люблин. Но под всеми этими названиями скрывалась одна и та же судьба — история советского полуторатонного грузовика, который появился на свет раньше легендарной «Газели», но так и не сумел завоевать дороги.

Рождение идеи в стенах НАМИ

В 1980-е годы Научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ) занимался не только теорией, но и практикой. Анализируя потребности народного хозяйства, специалисты пришли к выводу о нехватке лёгких грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 1,5 тонн. Так в 1983 году стартовал проект по созданию фургона полной массой 3,5 тонны.

Конструкторы выбрали проверенную зависимую рессорную подвеску, но оснастили автомобиль передними дисковыми тормозами. Силовой агрегат планировали разработать на базе дизеля IVECO: атмосферный вариант мощностью 70 л.с. или турбированный на 90 л.с. Также рассматривался бензиновый двигатель от УАЗ.

Бортовой прототип НАМИ-0266, 1986 г.

Интересно, что первый прототип, НАМИ-0255, был бортовым грузовиком, и лишь позже появился фургон НАМИ-0267. Внешне автомобили напоминали итальянский IVECO Daily, но имели ключевое конструктивное отличие — отсутствие классической рамы. Вместо неё в пол кузова были интегрированы два силовых профиля, что позволило сэкономить около 200 кг массы. Колёсная база (3200 мм) была больше, чем у будущей «Газели».

НАМИ запланировал широкий спектр автомобилей массой 1,5 тонны

Поиск дома для полуторки

Для доработки и потенциального производства машины подключили Ульяновский автозавод. Планы были грандиозными — до 120 тысяч автомобилей в год. Однако возникла проблема с двигателем: для производства дизельного блока цилиндров из чугуна у завода не было необходимых технологий. В качестве временного решения выбрали бензиновый мотор УАЗ мощностью 75-77 л.с. в паре с новой 4-ступенчатой коробкой передач.

К работе также привлекли инженеров из Горького (ныне Нижний Новгород). Машину пришлось серьёзно перерабатывать, борясь с лишним весом. К 1988 году был готов предсерийный образец, но место для его производства снова изменилось.

Один из опытных фургонов, изготовленных в Ульяновске

Азербайджанская глава: КиАЗ

В 1987 году, при поддержке Гейдара Алиева, было решено развернуть производство в азербайджанском Кировабаде (ныне Гянджа). Новый завод получил название КиАЗ, а фургон — индекс 3727. Однако планы по выпуску 40 тысяч машин в год оказались нереалистичными для республики, не имевшей автомобильной традиции. Политические изменения и уход Алиева с союзного поста окончательно похоронили этот проект, хотя оборудование уже начали монтировать.

Предсерийный образец КиАЗ-3727

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Польское воплощение: Люблин

Ещё в рамках сотрудничества по СЭВ поляки проявили интерес к советской разработке как к замене своих устаревших грузовиков. После краха советских планов, именно Польша наладила серийное производство машины под именем «Lublin» (Люблин). Выпуск начался в 1993 году. Автомобиль модернизировали: укоротили базу, снизили грузоподъёмность до 1 тонны, предлагали дизели Andria и Peugeot. Однако финансовые трудности и частая смена владельцев завода привели к остановке производства в 2007 году.

Польский Люблин 3352

Брянский финал и британский след

В 1990-е годы история машины получила неожиданное продолжение. Документацию отправили на доработку в британскую компанию International Automobile Design. Англичане усовершенствовали салон, установили независимую переднюю подвеску и дали фургону имя «Multi 2500». Производство решили наладить на Брянском автомобильном заводе (БАЗ), который ранее выпускал тяжёлую военную технику.

Британский Multi 2500, также известный как Брянский БАЗ-3778

Однако время было упущено. К моменту выхода на рынок простой, дешёвый и технологичный конкурент — «Газель» от ГАЗа — уже завоевал популярность. Сборка фургонов на БАЗе велась мелкими партиями, почти вручную, с 1994 по 1997 год. Цена получалась неконкурентной. Всего удалось выпустить лишь 157 автомобилей, после чего проект был окончательно закрыт.

Микроавтобус на базе БАЗ-3778

Эта полуторка стала жертвой сложной эпохи: распада СССР, смены экономических парадигм и появления более удачного конкурента. Она заслуживает места в автомобильном музее как символ амбициозных, но нереализованных проектов и бурных промышленных перемен конца XX века.

соус

Автомобильное оборудованиеРетро АвтомобилиИзобретенияСССРСоветская автомобильная историяДлинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Раньше «Газели»: история советской полуторки, которой не повезло.