Ленточный тормоз, трамблер и кожаный ремень: инженерные решения автомобиля Benz Vero 1898 года

Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903 гг.» продолжает исследовать историческую технику. В третьей части третьего выпуска мы завершаем изучение конструкции автомобиля Бенц Веро 1898 года, уделяя внимание его тормозной системе, зажиганию и трансмиссии.

Тормозная система: простота и надежность

Тормозная система Benz Vero была представлена двумя типами механизмов. Ручной тормоз, управляемый рычагом (P), прижимал тормозную колодку (B) непосредственно к шине заднего колеса и имел фиксатор для использования в качестве стояночного. Основным же рабочим тормозом служил ленточный.

Ленточный тормоз приводился в действие педалью (Т). При нажатии на педаль ее шток (А) тянул рычаг (С). Крутящий момент через вал (О) передавался на кронштейн (К), который натягивал прочную кожаную ленту вокруг специального тормозного барабана, создавая силу трения и замедляя автомобиль.

Принцип был прост и эффективен: нажатие педали (I) заставляло кожаный ремень (F) плотно обхватывать барабан, останавливая его вращение.

Система зажигания: от аккумулятора к искре

В конце XIX века для воспламенения топливной смеси в двигателях использовались различные методы, включая калильные трубки. Benz Vero применял более прогрессивное электрическое зажигание, состоящее из нескольких ключевых компонентов:

1. Аккумуляторная батарея (неперезаряжаемая, что создавало сложности вдали от городов);
2. Индукционная катушка (трансформатор для создания высокого напряжения);
3. Свеча зажигания;
4. Механизм (распределитель, он же трамблер) для подачи тока в нужный момент.

Чтобы понять, зачем одноцилиндровому двигателю сложный распределитель, нужно разобраться в работе индукционной катушки. Это устройство преобразует низкое напряжение аккумулятора в высоковольтный импульс. Для этого постоянный ток в первичной обмотке должен постоянно прерываться, создавая изменения магнитного поля. Эту функцию и выполнял прерыватель, или трамблер.

Катушка состояла из железного сердечника (М), первичной обмотки (П) из толстого провода и вторичной (S) из тысяч витков тонкого провода. Прерыватель (А) с контактами (К) вибрировал, многократно размыкая и замыкая цепь первичной обмотки. При размыкании возникал скачок магнитного поля, индуцирующий во вторичной обмотке высокое напряжение, которое создавало искру на свече (Г).

На схеме Benz Velo показано подключение аккумулятора к контактам (РР), где (E) — свеча зажигания.

Искра должна была возникать в строго определенный момент — в конце такта сжатия. Для этого в системе использовался вращающийся ролик-распределитель (S) из изоляционного материала (гетинакса), снабженный металлическим контактом (R). При совпадении контакта (R) с внешним контактом (К) цепь замыкалась, активируя прерыватель (Т) и вызывая искрообразование. Весь процесс можно было отключить переключателем (М) на приборной панели.

Позже в конструкцию внесли усовершенствование, позволившее водителю регулировать угол опережения зажигания прямо во время движения. Перемещая стержень (Т), можно было вращать механизм (М) вокруг оси (О), изменяя момент контакта между роликом (Р) и контактом (К). Это было необходимо для оптимальной работы двигателя при разных оборотах и нагрузках.

Ручка (4) на приборной панели как раз и служила для этой регулировки.

Трансмиссия: ременная передача и «хитрый» нейтраль

Передача крутящего момента от двигателя к колесам в Benz Vero осуществлялась с помощью двухскоростной ременной передачи и цепного привода.

Ведущий шкив (А) на коленчатом валу двигателя был вдвое шире ремня. Ведомый шкив (Б) находился на промежуточном валу, который через шестерни и цепи соединялся с ведущими колесами. Особенностью конструкции были два нейтральных шкива (F), свободно вращавшихся на том же промежуточном валу по бокам от ведомого шкива (В).

Переключение передач и выбор нейтрали осуществлялись подрулевым рычагом, который через петли (С) и (D) перемещал ремни вбок вдоль широкого ведущего шкива. На первой передаче правый ремень смещался влево, цепляясь за ведомый шкив. Для включения второй передачи левый ремень перемещали вправо. Нейтраль достигалась, когда оба ремня находились на нейтральных шкивах (F). Конструкция петель не позволяла включить две передачи одновременно.

Рычаг на рулевой колонке управлял петлями (C) и (D), двигая ремни.

На фото вид сбоку: ведущий шкив (А), ведомый (В). Ремень показан в нейтральном положении. Для увеличения сцепления и снижения износа ремни могли перекрещиваться «восьмеркой» или даже соединяться в ленту Мёбиуса.

Практическая проблема: растянувшийся ремень

В отличие от более поздних трициклов, у Benz Velo не было механизма регулировки натяжения приводного ремня. Со временем кожаный ремень растягивался и начинал проскальзывать, лишая автомобиль хода. Инструкция предлагала радикальное решение: снять ремень, отрезать лишний кусок кожи и заново соединить концы с помощью специальной стальной пряжки с четырьмя зубцами, которые пробивали кожу и заклепывались. Так что утренний ремонт перед работой мог стать суровой реальностью для владельца.

Рулевое управление и смазка

Рулевое управление осуществлялось через шестерню (А) на рулевом валу и рулевую тягу.

Система смазки была чисто механической, «капельного» типа.

Перед поездкой нужно было убедиться, что масленка над цилиндром (1) заполнена и капает с частотой 2-3 капли в минуту. Другие масленки (2, 3) смазывали шатунные подшипники и коленчатый вал (4). Нейтральные шкивы смазывались тавотницами, а подшипники промежуточного вала иногда заполняли растопленным вазелином. После долгой стоянки кран масленки следовало закрыть, а перед запуском — снова открыть. В завершение процедуры несколько капель масла капали на правый подшипник первичного вала и шестерню выпускного клапана, а цепь смазывали густой смазкой.

После всех этих приготовлений можно было отправляться в путь. Автор статьи, историк автомобилестроения Василий Шишка, задает читателям, дошедшим до конца, вопрос на засыпку: почему в инструкции указано смазывать только правый подшипник первичного вала, а левый — нет?

Материал подготовлен при содействии голландского реставратора старинных автомобилей Йорита Винсента.

Часть 1: О проекте и трицикле «Леон Болле»
Проблема 2. Борьба с искажениями собственной истории начинается

Обратите внимание: Я не поверил своим глазам, когда увидел, что находится в гараже у соседа....

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ?.