Benz Velo 1898 года: устройство и управление первым серийным автомобилем

Один из сохранившихся экземпляров автомобиля Benz Velo сегодня можно увидеть в музее Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Эта публикация предлагает уникальный взгляд на дизайн и конструкцию Benz Velo. Несмотря на обилие материалов об этой модели, детальные схемы и принципы её устройства встречаются крайне редко. Возможно, это первая подобная публикация за последние 120 лет. Если у вас есть информация, опровергающая это, буду рад её увидеть. Изучение этой машины — это погружение в эпоху, когда автомобиль был диковинкой, а управление им требовало от водителя настоящего мастерства и физических усилий. После прочтения вы не только узнаете об устройстве Velo, но и поймёте, как подготовить его к поездке и управлять им.

Карл Бенц и его семья рядом с автомобилем Benz Velo.

Историческое значение Benz Velo

По данным компании Daimler-Benz, с 1894 по 1901 год было выпущено примерно 1200 автомобилей Benz Velo, включая более комфортабельную версию Comfortable. Хотя трёхколёсный автомобиль Леона Болле был создан раньше, именно Benz Velo принято считать первым в мире серийным автомобилем, и историки Daimler-Benz регулярно подчёркивают этот факт. Важнее споров о приоритете является другое: Benz Velo стал образцом для подражания и точкой отсчёта для многих французских и британских автопроизводителей. Они не просто копировали его, а использовали как основу для собственных разработок, что дало мощный импульс развитию мировой автомобильной промышленности.

Задняя часть автомобиля с характерным латунным топливным баком, напоминающим аквариум.

Конструктивные особенности и компоновка

Как же был устроен этот автомобиль? Вопреки некоторым предположениям, его конструкция не была прямой наследницей трёхколёсных экипажей. Benz Velo представлял собой уменьшенную и более доступную версию модели Benz Victoria. От «старшей сестры» он унаследовал ключевые инновации своего времени: электрическое зажигание и систему водяного охлаждения двигателя.

Органы управления и интерьер

Автомобиль имел заднемоторную компоновку. Водитель располагался на левом сиденье, пассажир — на правом. Руль находился по центру и при необходимости мог использоваться и пассажиром. Переключение передач осуществлялось с помощью подрулевых лепестков. Панель управления с различными переключателями была вынесена к ногам водителя у переднего края сиденья. Под самим сиденьем размещались аккумулятор и катушка зажигания. Тормозная система состояла из двух элементов: ленточного тормоза на заднее колесо, который активировался педалью, и рычага с левой стороны от водителя, приводившего в действие колодку, прижимавшуюся непосредственно к шине.

Обратите внимание: Завод, ранее выпускавший «Транзиты», перешёл на выпуск китайских коммерческих автомобилей под новым брендом.

Колёса были со спицами и оснащались либо цельнолитыми резиновыми, либо пневматическими шинами. Широкие брызговики защищали пассажиров от дорожной грязи, что было особенно актуально на улицах, где основным транспортом ещё оставались лошади. Интересно, что у этой модели 1898 года отсутствовала задняя передача. Французские авторы того времени даже отмечали, что такой автомобиль больше подходит для сельской местности, поскольку в многолюдных городах маневрировать без заднего хода было сложно.

Моторный отсек Benz Velo.

Если вы видели фотографию подкапотного пространства Mercedes-Benz Victoria из второго выпуска нашего проекта, то устройство Benz Velo покажется вам знакомым. Конструкция аналогична, хотя и в более компактном исполнении. В задней части автомобиля был установлен горизонтальный четырёхтактный двигатель.

Сердце автомобиля: двигатель и системы

В центре моторного отсека располагался одноцилиндровый двигатель. Над ним возвышался стеклянный топливный бачок карбюратора — устройство, знакомое по более ранним трёхколёсным конструкциям. Картер двигателя как отдельный элемент конструкции отсутствовал. Справа находился маховик, а рядом с ним — два ременных шкива разного диаметра для передачи крутящего момента.

Правую стенку отсека фактически образовывал длинный плоский бензобак. Каннелюры (вертикальные рёбра жёсткости) на его поверхности выполняли не только декоративную, но и практическую функцию: они увеличивали жёсткость стенок и немного добавляли полезный объём. Снаружи бака был установлен кран для подачи топлива и стеклянная трубка-указатель уровня бензина.

С левой стороны двигателя размещался испарительный карбюратор со сливным клапаном. Левую стенку моторного отсека занимал резервуар для воды системы охлаждения, также имевший сливной клапан. Горизонтальный цилиндр двигателя был оснащён конденсационным цилиндром для циркуляции охлаждающей жидкости.

Технические характеристики двигателя: диаметр цилиндра — 100 мм, ход поршня — 120 мм. Мощность составляла около 1,5 лошадиных сил при 300 оборотах в минуту. Максимальная скорость автомобиля не превышала 19 км/ч, что было значительно меньше, чем у трёхколёсного Leon Bollee, разгонявшегося до 30 км/ч. Запуск двигателя осуществлялся вручную, путём вращения большого маховика.

Продолжение следует.

Историк автомобилестроения Василий Шишка.

[моё]Ретро автомобили Изобретения Технологии История автомобилей Карл Бенц Скорость двигателя Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903 годов». Выпуск 3. Часть1. Автомобиль Benz Velo 1898 г. Устройство и управление.