Пришельцы с трассы: рождение легенд
На стыке 1960-х и 1970-х годов эти автомобили казались пришельцами из будущего. Их дорожные версии настолько выделялись на фоне обычных американских машин, что вызывали у прохожих лишь недоуменные взгляды. Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird были созданы с одной целью — стать непобедимым оружием концерна Chrysler в самой популярной гоночной серии США, NASCAR. Однако их звёздный час оказался недолгим.
Сегодня машины NASCAR — это специально построенные болиды, имеющие с серийными автомобилями лишь отдалённое сходство. Но в те годы чемпионат был соревнованием серийных моделей, а победа в воскресной гонке напрямую влияла на продажи в понедельник. Этот принцип «выиграй в воскресенье — продавай в понедельник» двигал инженеров. Обычно они модифицировали гражданские модели для гонок, но Chrysler выбрал иной, радикальный путь: сначала создать идеальную гоночную машину, затем выпустить её ограниченную партию для омологации и попытаться продать эти экземпляры. Именно так на свет появились две иконы «Золотого века» NASCAR.
Plymouth Road Runner Superbird Hemi 1970 года и Dodge Charger Daytona Hemi 1969 года — крылатые братья по оружию.
От провала к триумфу: рождение Daytona
Появление Charger Daytona было вызвано неудачей его предшественника — Charger 500. Несмотря на мощный 7-литровый двигатель Hemi, эта модель страдала от ужасной аэродинамики, создавая подъёмную силу на высоких скоростях. Легендарный гонщик Ричард Петти, разочарованный, даже ушёл в команду Ford. Перед инженерами Dodge встала задача: увеличить среднюю скорость на круге. Расчёты показали, что снижение коэффициента аэродинамического сопротивления на 15% даст тот же эффект, что и увеличение мощности на 85 лошадиных сил, но будет дешевле и быстрее.
Dodge Charger 500 Hemi '1969 — доработанный, но всё ещё аэродинамически несовершенный предшественник.
Инженерное чудо: форма ради скорости
Специалисты компании Creative Industries под руководством Dodge создали нечто невиданное. Они оснастили Charger 18-дюймовым стальным носовым обтекателем, передним спойлером, доработали стойки и изменили угол наклона заднего стекла. Но главной «фишкой» стало алюминиевое антикрыло высотой 61 см, возвышавшееся над багажником. Оно не только создавало прижимную силу, но и стабилизировало автомобиль. Интересно, что его высота была выбрана не из-за правил NASCAR (как часто ошибочно полагают), а из соображений эффективности — так крыло работало в чистом воздушном потоке. Глава подразделения Dodge Боб МакКарри, увидев результат, назвал это «самой уродливой машиной» в его жизни.
Dodge Charger Daytona Hemi — инженерный ответ на вызовы высокой скорости.
Заднее стекло стандартного Dodge Charger.
Сильно скошенное заднее стекло Charger Daytona для улучшения обтекаемости.
Испытания в аэродинамической трубе Lockheed дали феноменальный результат: коэффициент лобового сопротивления упал до 0,29. Для сравнения, у суперкаров вроде Ferrari F40 или McLaren F1 этот показатель выше. Цель была достигнута: Daytona легко разгонялась до 320 км/ч, а в марте 1970 года Бадди Бейкер первым в истории NASCAR преодолел рубеж в 200 миль в час (322 км/ч). Позже Бобби Айзек установил рекорд в 201,104 миль/ч, который продержался до 1983 года. На соляных равнинах Бонневиля тот же Айзек разогнал Daytona до 349 км/ч.
Бобби Айзек, гонщик и рекордсмен.
Dodge Charger Daytona покоряет солончаки Бонневиля.
Dodge Charger Daytona в своей стихии — на овальной трассе NASCAR.
Гражданская жизнь крылатого снаряда
Несмотря на гоночные успехи, продажи дорожной версии Daytona шли туго. Пятиметровый купе с экстремальной аэродинамикой было сложно парковать, а двигатель в городском режиме перегревался. Для омологации требовалось выпустить 500 машин, в итоге сделали 503. Большинство оснащались 7,2-литровым двигателем Magnum на 375 л.с., и лишь 70 экземпляров получили легендарный 425-сильный Hemi. Дилерам пришлось прибегать к огромным скидкам, чтобы сбыть эти специализированные машины. Ирония судьбы: сегодня эти «непродаваемые» автомобили — объект охоты коллекционеров, и один из Hemi недавно ушёл с молотка за $1,43 миллиона.
Галерея: Детали и интерьер Dodge Charger Daytona — инженерная эстетика скорости.
Ответ Plymouth: рождение Superbird
Успех Daytona вдохновил Chrysler на создание аналогичного автомобиля для своего другого бренда — Plymouth. Так на базе Road Runner появился Plymouth Superbird. Однако к 1970 году правила NASCAR ужесточились: для омологации теперь требовалось выпустить не 500, а несколько тысяч гражданских машин. Это заставило инженеров искать компромисс между эффективностью и стоимостью.
Plymouth Road Runner Superbird — более «гражданский» брат-близнец.
По легенде, причиной создания Superbird стал ультиматум Ричарда Петти, желавшего вернуться в Chrysler, но на машине марки Plymouth. Superbird отличался от Daytona: носовой обтекатель был более тупым, стойки крыла имели наклон, а воздухозаборники в крыльях стали декоративными. Для удешевления производства стыки кузовных панелей скрывали виниловой наклейкой на крыше. В среднем гоночные Superbird были на 3-5 км/ч медленнее Daytona на круге, но и этого хватило для доминирования. В 1970 году Петти выиграл 8 гонок, а Бобби Айзек стал чемпионом серии.
Плимут Суперберд — узнаваемый силуэт с наклонными стойками крыла.
Plymouth Road Runner Superbird — вид сбоку.
Легендарная синяя Superbird №43 Ричарда Петти и её мощный двигатель Hemi.
Закат эры: слишком быстры, чтобы остаться
Абсолютное превосходство «крылатых машин» не могло длиться вечно. Под предлогом безопасности (производители шин жаловались, что их продукция не рассчитана на такие скорости) руководство NASCAR на сезон 1971 года ввело ограничение: для высокоаэродинамичных автомобилей максимальный объём двигателя был снижен до 5 литров. Семилитровые моторы теряли всякий смысл. Эра крылатых монстров закончилась так же стремительно, как и началась. Всего было выпущено около 1900 Plymouth Superbird, из которых лишь 135 имели двигатель Hemi.
Dodge Charger Daytona Hemi 1969 года и Plymouth Roadrunner Superbird Hemi 1970 года. Две легенды, навсегда вписавшие свои имена в историю автоспорта.
Источник: Автомобильное оборудование Изобретение SA Запчасти Тюнинг Спорт Автоспорт Гонки 60-е 70-е годы Ретро-автомобиль
Обратите внимание: Dodge добавляет цвет Gold Rush в цветовую палитру Challenger 2021 года.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Огромные крылья победы: Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird.

