«Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой»

В СССР многие смеялись над маленькими круглыми машинками с мотором сзади. Им дали уничижительное название и считали «субавтомобилями». Действительно, многие находчивые люди мечтали владеть хотя бы таким автомобилем. А по европейским меркам 1960-х годов ЗАЗ-965 был вполне приличной машиной в своем классе по технике и комфорту. Плюс более низкие цены и соответственно больший интерес к иномаркам.

Как мне это назвать?

Однако название «Запорожец» даже по-русски звучит не очень хорошо. А в европейских языках это слово очень сложно читать и произносить. В латыни было много вариантов написания! Скажем, и «Запорожец», и «Запоросец». Были и другие варианты. Именно поэтому ЗАЗ-965 стал первым советским автомобилем, получившим специальное экспортное название «Ялта», задолго до «Жигулей», ставших «Ладой». Звук был очень нейтральным и гармоничным.

Одна из первых версий Запорожца ЗАЗ-965 на экспорт

Название Ялта было придумано еще в 1962 году, прежде всего для экспорта в Финляндию. Хотя страна и соответствующий ей авторынок были небольшими, спрос на советские автомобили в бедной Финляндии был стабильным. А Союзу очень нужна была западная валюта.

Название «Ялта» прижилось и на других рынках. Но, например, в Нидерландах, где также продавался ЗАЗ-965, название советской микролитражки писалось по-другому – Ялта.

Экспортный ЗАЗ-965АЭ он же Ялта от бельгийского дилера Scaldia-Volga

с другими людьми

Конечно, как и другие советские автомобили, поставлявшиеся на экспорт, «Запорожец», также известный как «Ялта», разрабатывался и принимался на заводе более тщательно, чем обычные автомобили. Именно поэтому советские автомобилисты мечтали покупать автомобили советского производства и дорабатывать их для экспорта. А иногда они действительно поступают в продажу.

А в 1965 году завод ЗАЗ приступил к выпуску модернизированного ЗАЗ-965А, поэтому была подготовлена ​​специальная экспортная версия 965Е, вскоре переименованная в 965АЕ. Передняя часть экспортного «Запорожца» была переработана. Вместо утопленной передней панели установили выступающую регулировочную секцию. Сначала она была съемной, но вскоре новая панель стала цельной. Пентаграмма также исчезла спереди. Для экспорта в западные страны он уже не был пригоден. Кстати, с передней части Волги ГАЗ-М21 звезда исчезла еще раньше, в основном по тем же причинам. Сразу же все внешние модификации экспортного «Запорожца» были переведены на штатный «внутренний» ЗАЗ-965А.

Экспортный ЗАЗ-965А когда-то выставлялся в музее в Женеве

Экспортный ЗАЗ-965 имел наклонные молдинги по бокам, а также имел зеркало заднего вида на левом крыле. Автомобиль оснастили улучшенной обивкой и шумоизоляцией. Впервые «Запорожец» для поставок за границу был оснащен рулем с вогнутой ступицей и хромированным кольцом звукового сигнала. Некоторые ЗАЗ-965АЭ также оснащались пепельницами и радиоприемниками. Впоследствии автомобили были оборудованы точками крепления ремней безопасности в некоторых странах Западной Европы, и лишь примерно 10 лет спустя они стали обязательными и в Европейском Союзе.

Руль с вогнутой ступицей впервые появился на ЗАЗ-965А на экспорт

Мощность двигателя была увеличена с 27 лошадиных сил и. До 30 литров и. ЗАЗ-965АЭ также впервые стал оснащаться блоком питания. Они также подготовили модель, которая модифицировала 965D под праворульные характеристики. Однако машина не продавалась в странах с левосторонним движением, поэтому в практическое использование она так и не была введена. Для дальнейшей доработки доработок, произведенных на заводе «Комнар», где выпускались «Запорожцы», западные дилеры устанавливали на советские автомобили штатные шины.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Никаких других изменений в конструкцию и конструкцию советской микролитражки не вносилось.

Кому это нужно?

За весь период производства серии ЗАЗ-965 примерно 10% машин было отправлено за границу. Конечно, сначала нам нужно пойти в социалистические страны. На первом месте оказалась Болгария, где было продано около 14 500 автомобилей. В Восточной Германии ЗАЗ-965 был условно местным конкурентом Трабанта. Правда, «Запорожец» продавался в гораздо меньших масштабах. За период покупателями нашлось 12 554 автомобиля.

Хотя и в меньших количествах, ЗАЗ-965 продавался и в передовых капиталистических странах. 1201 единица была отправлена ​​в Финляндию и 1200 единиц в Данию. Более 400 ЗАЗ-965АЕ было продано в Нидерландах, более 750 — в Бельгии.

ЗАЗ – Renault: помолвка без свадьбы

Планируя экспортировать новый «Запорожец» ЗАЗ-966, производство которого началось в 1966 году, завод пошел на смелый и необычный шаг. Они решили «поженить» ЗАЗ и Renault. Представленный под названием «Ялта 1000», автомобиль оснащался двигателем Renault рабочим объемом 0,9 литра. Такие агрегаты жидкостного охлаждения устанавливались на заднемоторные французские модели, такие как «Запорожец». В популярном Renault 8 агрегат выдавал 40 лошадиных сил и. Версия «Ялта 1000» также экспонировалась на выставках за рубежом. Однако модификация потребовала бы существенных изменений базовой модели, а принятие французского двигателя существенно увеличило бы цену ЗАЗ-966.

ЗАЗ 1200 V4 — зарубежная версия ЗАЗ-966

Экспериментальная модификация Ялты 1000 с двигателем Renault

подвеска элитная с ушками

На базе ЗАЗ-966 было создано сразу несколько экспортных модификаций, получивших на родине прозвища «с ушами» и «мыльница». Например, модификация с двигателем Melitopoli V4 уменьшила объём с 1,2 литра до 1,1 литра. Появление подобных модификаций было связано с особенностями некоторых зарубежных налоговых систем. Однако из-за увеличенной степени сжатия меньшего двигателя он выдавал 40 лошадиных сил, как и 1,2-литровый и. Такие автомобили долгое время не собирались, с 1969 по 1971 годы.

ЗАЗ-968Э Имя SAS Elliet

ЗАЗ-966 шел на экспорт, а на некоторых рынках ЗАЗ-968 получил знаменитое имя SAS Eliette. Внешне эти автомобили существенно не отличались от стандартных, с хромированной окантовкой задних отражателей и стекол. Однако некоторые автомобили оснащались двухконтурной тормозной системой и замком зажигания с противоугонным устройством. В Италии было продано более 8000 «Запорожец», но они были доставлены без установленных аккумуляторов, сидений и обивки.

В 1975 году появился практически неизвестный в то время в Советском Союзе ЗАЗ-968АЭ. Данная модификация оснащалась 45-сильным двигателем объемом 1,2 литра, рассчитанным на бензин АИ-93. Однако на родине «Запорожцы» ценились во многих отношениях очень высоко, так как их можно было заправлять дешевым топливом А-76.

Девяносто процентов экспорта ЗАЗ-966 и 968 приходилось на социалистические страны, включая, конечно, Югославию. Около 71 000 автомобилей было экспортировано в Польшу и более 66 000 в Восточную Германию. Из капиталистических стран, помимо Италии, в экспортный список вошла и Австрия, где было продано 1424 «Запорожца», а в Греции и Нидерландах — около 1000 машин. Но покупателей там нашли всего 253 запорожца».

правда и неправда

Последнее поколение экспортного «Запорожца» - ЗАЗ-968МЭ - оснащалось версией серийного двигателя V4 рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 43 л и. Этот двигатель эксплуатировался с использованием карбюратора ДААЗ, в народе называемого «Жигули», и суховоздушного фильтра. У 968MBE также была редкая версия с двигателем мощностью 38 лошадиных сил и ручным управлением и и 43 литра и. Однако было построено всего несколько десятков таких машин, специально для поставки в Монголию.

Модернизированный ЗАЗ-968М, не серийный

Позже в рекламном буклете «Автоэкспорта» было опубликовано фото редкого ЗАЗ-968М с разными дисками и колпаками. Это были прототипы автомобилей. Они также протестировали переднюю подвеску MacPherson и передние дисковые тормоза. Я также попробовал версию двигателя мощностью 50 л.с. Но всего этого больше не было ни на «отечественном», ни на экспортном «Запорожце». Эпоха заднемоторных автомобилей когда-то была вполне приличной, но на рубеже 1990-х годов, к сожалению, полностью устаревших и морально устаревших заднемоторных машин Запорожья не стало.

соус

Автомобили СССР Советские технологии изобретения ретро автомобили история автомобилей 60-е годы Zaporo Jets Long Post 25

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой».