В Советском Союзе над компактными округлыми автомобилями с задним расположением двигателя часто подшучивали, присвоив им ироничное прозвище и считая их чем-то вроде «субавтомобилей». Тем не менее, для многих находчивых граждан страны обладание даже таким транспортным средством было заветной мечтой. Если же оценивать ЗАЗ-965 по европейским стандартам 1960-х годов, то он оказывался вполне достойным представителем своего класса с точки зрения технических характеристик и уровня комфорта. Дополнительными преимуществами, привлекавшими внимание за рубежом, были его относительно низкая цена и экзотический статус «иномарки» из-за железного занавеса.
Проблема с именем
Название «Запорожец» даже для русского уха звучало не слишком изысканно, а для европейцев оно и вовсе превращалось в лингвистическую головоломку. В латинице не существовало единого стандарта его написания: встречались варианты вроде «Zaporozhets», «Zaporosets» и множество других. Именно эта сложность побудила завод дать модели ЗАЗ-965 специальное экспортное имя — «Ялта». Это произошло задолго до того, как «Жигули» стали известны миру как «Lada». Название курортного города звучало нейтрально, мелодично и легко запоминалось.
Одна из первых экспортных версий автомобиля ЗАЗ-965
Имя «Ялта» было выбрано в 1962 году, первоначально для поставок в Финляндию. Несмотря на скромный размер финского авторынка, спрос на доступные советские автомобили в этой стране был стабильным, а СССР, в свою очередь, остро нуждался в твердой валюте.
Название прижилось и на других рынках, хотя иногда и с вариациями. Например, в Нидерландах эту модель часто обозначали как «Jalta».
Экспортный ЗАЗ-965АЭ (Ялта), предлагавшийся бельгийским дилером Scaldia-Volga
Особый подход к качеству
Как и другие советские автомобили, предназначенные для зарубежных покупателей, «Запорожец» (он же «Ялта») проходил более тщательный контроль и доработку на заводе, чем модели для внутреннего рынка. Именно поэтому среди отечественных автолюбителей существовал настоящий культ «экспортных» машин, которые считались эталоном качества. Некоторые умельцы даже пытались самостоятельно доводить свои «Запорожцы» до этого уровня, а иногда такие автомобили действительно просачивались в продажу внутри страны.
С началом выпуска модернизированной модели ЗАЗ-965А в 1965 году была подготовлена и её экспортная версия — 965АЭ. Её внешность претерпела изменения: вместо утопленной передней панели появилась выступающая регулируемая решётка радиатора, которая вскоре стала несъёмной. С передней части также исчезла звезда — символ, который мог вызвать неоднозначную реакцию на Западе. Любопытно, что аналогичное решение ранее было принято и для «Волги» ГАЗ-21. Впоследствии многие из этих внешних изменений перекочевали и на стандартные «внутренние» ЗАЗ-965А.
Экспортный ЗАЗ-965А, когда-то выставленный в музее Женевы
Экспортные модели отличались наклонными молдингами по бокам и зеркалом заднего вида на левом переднем крыле. Салон получил улучшенную отделку и дополнительную шумоизоляцию. Впервые «Запорожец» обзавёлся рулевым колесом с вогнутой ступицей и хромированным кольцом сигнала. На части машин ЗАЗ-965АЭ устанавливались пепельницы и радиоприёмники. Позднее, с учётом требований безопасности, на некоторых автомобилях для Западной Европы появились крепления для ремней — задолго до того, как они стали обязательными в ЕС.
Рулевое колесо с вогнутой ступицей впервые появилось именно на экспортных ЗАЗ-965А
Мощность двигателя для экспортной версии была увеличена с 27 до 30 лошадиных сил. Также впервые на ЗАЗ-965АЭ начали устанавливать блоки питания для дополнительного оборудования. Была даже разработана праворульная модификация (965D), но в серийное производство она так и не пошла. Завершали подготовку автомобиля западные дилеры, которые часто меняли штатные шины на более качественные.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Кардинальных изменений в конструкцию советской малолитражки не вносилось.География продаж
За всё время производства ЗАЗ-965 за рубеж было отправлено около 10% от общего выпуска. Основными покупателями, естественно, выступали страны социалистического лагеря. Лидером стала Болгария, куда поставили примерно 14 500 автомобилей. В Восточной Германии «Запорожец» стал условным конкурентом «Трабанта», хотя и продавался в значительно меньших количествах — около 12,5 тысяч машин.
Продажи шли и в капиталистические страны, хоть и более скромными партиями. В Финляндию ушло 1201 авто, в Данию — 1200. Более 400 машин нашли своих владельцев в Нидерландах, а в Бельгии было продано свыше 750 «Запорожцев».
Несостоявшийся альянс: ЗАЗ и Renault
Планируя экспорт нового поколения «Запорожца» — модели ЗАЗ-966, запущенной в 1966 году, завод предпринял смелую попытку сотрудничества. Была создана экспериментальная версия под названием «Ялта 1000», оснащённая 0,9-литровым двигателем жидкостного охлаждения от французского Renault. Этот силовой агрегат развивал 40 л.с. и использовался, в частности, на заднемоторном Renault 8. Машина демонстрировалась на зарубежных выставках, однако серийное производство так и не началось. Внедрение французского мотора потребовало бы серьёзных доработок конструкции и привело бы к значительному удорожанию автомобиля.
ЗАЗ 1200 V4 — зарубежная версия модели ЗАЗ-966
Экспериментальная модификация «Ялта 1000» с двигателем Renault
Модели «с ушами» и таксовая политика
На базе ЗАЗ-966 было создано сразу несколько экспортных модификаций, которые в СССР получили прозвища «с ушами» (из-за воздухозаборников) и «мыльница». Например, появилась версия с двигателем V4 объёмом 1,1 литра вместо стандартного 1,2-литрового. Причиной стали налоговые системы некоторых стран, где размер налога зависел от рабочего объёма. Несмотря на меньший объём, благодаря повышенной степени сжатия этот мотор выдавал те же 40 л.с. Подобные автомобили выпускались недолго — с 1969 по 1971 год.
ЗАЗ-968Э, известный на некоторых рынках как SAS Eliette
Продолжавший экспортироваться ЗАЗ-968 на некоторых рынках продавался под именем SAS Eliette. Внешне эти машины отличались хромированной окантовкой задних фонарей и стёкол. Часть из них оснащалась двухконтурной тормозной системой и противоугонным замком зажигания. Любопытный факт: в Италии было продано более 8000 «Запорожцев», но поставлялись они в виде CKD-комплектов (отдельные части для сборки) без аккумуляторов, сидений и обивки.
В 1975 году появилась малоизвестная в СССР модификация ЗАЗ-968АЭ. Она оснащалась 45-сильным двигателем, рассчитанным на высокооктановый бензин АИ-93. В то время как на родине «Запорожцы» ценились, в том числе, за возможность использования более дешёвого топлива А-76.
Около 90% экспорта моделей ЗАЗ-966/968 пришлось на соцстраны. Крупнейшими рынками стали Польша (около 71 000 машин) и Восточная Германия (свыше 66 000). Из капиталистических государств, помимо Италии, автомобили поставлялись в Австрию (1424 шт.), Грецию и Нидерланды (примерно по 1000 шт. в каждой). А вот во Франции, например, нашлось лишь 253 покупателя.
Последние модификации и закат эпохи
Финальное поколение экспортного «Запорожца» — ЗАЗ-968МЭ — получило 1,2-литровый двигатель V4 мощностью 43 л.с., оснащённый карбюратором от «Жигулей» и сухим воздушным фильтром. Существовала и редкая версия с мотором в 38 л.с. с ручным управлением, но таких машин, предназначенных для Монголии, построили всего несколько десятков.
Модернизированный ЗАЗ-968М, не пошедший в серию
В поздних рекламных материалах «Автоэкспорта» мелькали фотографии прототипов ЗАЗ-968М с нестандартными дисками, передней подвеской типа «МакФерсон», дисковыми тормозами и даже 50-сильным двигателем. Однако все эти усовершенствования так и остались экспериментальными. Эпоха заднемоторных «Запорожцев», когда-то бывших символом доступной мобильности, к началу 1990-х годов окончательно ушла в прошлое, уступив место более современным и безопасным конструкциям.
соус
Автомобили СССР Советские технологии изобретения ретро автомобили история автомобилей 60-е годы Zaporo Jets Long Post 25Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Запорожец» за границей: кому он там был нужен и почему назывался «Ялтой».


